Юрий САПРЫКИН: «Роль медиа – делать неизвестное известным»

385

7 ноября


В новом выпуске программы «После новостей» на ТВК Юрий Сапрыкин журналист, культуролог, главный редактор издания «Афиша», руководитель проекта «Полка» рассказал о книгах, разрыве между властью и обычными людьми и о том, как жить в бесконечном потоке информации.

Юрий Сапрыкин впервые приехал на КРЯКК, проводимый Фондом Михаила Прохорова в Красноярске. Журналист прочитал лекцию «Темная сторона цифрового мира», поучаствовал в нескольких публичных дискуссиях, в том числе в дебатах литературной премии «НОС. Новая словесность».

Проект «Полка» Юрия Сапрыкина – это платформа, где экспертами собраны главные, самые значимые произведения русской литературы, которые «расширили возможности литературы, повлияли на развитие языка, мысли и общества, сообщили что-то новое о мире и человеке». Говоря о том, из чего будут выбирать следующие поколения, журналист отмечает, что огромное количество текстов могут не дожить, а оцифровка не так надежна, как о ней думают.

«Огромное количество текстов, которые для нас сейчас важны просто не доживут, потому что они не будут нигде зафиксированы. Речь даже не о "Телеграме" или "Фейсбуке". Все, что хранится в цифровой среде оказывается довольно незащищенной вещью. Цифровые архивы печатных изданий – я на своем журналистском опыте это пережил – приходят новые команды, владельцы, и вдруг все, что написано за последние 15 лет просто вылетает в трубу так, что это невозможно нигде найти и прочитать, потому что не перенесли с одного сервера на другой.

Иллюзия того, что где-то в облаке все тексты и фотографии сохранятся, а потомки обязательно их там раскопают – это самообман. Кроме того, происходит гигантское перепроизводство текстов и фотографий. Мы сейчас можем полистать семейный альбом, посмотреть на наших бабушек и дедушек даже на пожелтевших и осыпающихся карточках. А вот где наши внуки будут искать наши семейные фотографии, хотя мы их делаем 100 тыс. в день», – считает Юрий Сапрыкин.

Поколение, которое сейчас руководит страной читало те же книги, что и обычные россияне того же поколения. Однако остается вопрос, почему сейчас такая разная картина мира у чиновников и обычных россиян, если все воспитывались примерно в одно время.

«Мы не читали одни и те же книжки, а если и читали, то читали их по-разному. Как справедливо заметил один из гостей КРЯКК культуролог Кирилл Кобрин, если бы мы прочитали Толстого и Достоевского по-настоящему и действительно приняли бы все это к сведению, если бы на нас это повлияло по-человечески, то мы бы жили в очень удивительной стране, очень непохожей на то, что есть сейчас. Гораздо более гуманной и человечной. На самом деле мы их, в лучшем случае, пролистали или отнеслись к этому как к буковкам, которые написаны на бумаге и которые необязательно как-то серьезно продумывать», – отметил эксперт.

Отличающиеся картины мира у разных людей, по мнению эксперта, формируются из-за того, что человек сам строит вокруг себя удобное информационное пространство, не пуская в него то, что это пространство разрушает.

«Понимаете, этот переизбыток информации, он, помимо того, что в одно ухо влетает, в другое вылетает и ты забываешь какие-то вещи, которые тебе сегодня кажутся супер-важными сюжетами, все об этом говорят, все об этом думают, а через неделю вдруг оказывается, что этого ничего и не было. Все, забыли, проехали. Уже совершенно невозможно вспомнить, почему это так волновало.

Все очень быстро меняется: похоже не на кино, которое ты смотришь от начала и до конца, а на последовательную смену картинок, каждая из которых вытесняет другую. В этой последовательности мнения есть еще одна беда, что ты в этом переизбытке можешь склеить для себя такую картину мира, в которой тебе жить удобно, и не давать проникать внутрь никакой другой информации, которая эту картину разрушала бы. Если ты министр и тебе удобно жить… Это уже даже не вранье, не лицемерие, не fakenews, просто ты склеил для себя картину мира, в которой все хорошо: зарплаты повышаются, благосостояние растет, люди всем довольны и так далее».

В наше время любой может производить контент, освещать какие-то волнующие общество вопросы и конкурировать с большими профессиональными редакциями. По мнению Юрия Сапрыкина, несмотря на такое явление, роль медиа остается неизменной.

«Роль медиа не меняется и не изменится: делать неизвестное известным. Рассказывать истории, про которые люди не знают или их не замечают, делать их общественно важными, требующими какого-то решения, какого-то продолжения. Отдельные люди вдруг оказываются в этом не менее влиятельными, чем большие редакции, которые за это зарплату получают. Если ты что-то узнал, тебя это сильно взволновало, то ты просто силой своего слова или репостов, которые запускаются этим словом, можешь сделать какую-то историю общественно-значимой.

В этом году это произошло в Москве с делом "Нового величия", с 16-17-летними девочками, которых совершенно непонятно за что несколько месяцев держали в СИЗО. К счастью, их сейчас выпустили, они ждут суда под домашним арестом. Это все сделано буквально несколькими людьми, которые обратили на это внимание, которых это все страшно эмоционально задело.

Что касается больших СМИ, мы же видели результаты недавнего опроса, по которому самыми влиятельными журналистами являются Соловьёв и Киселёв. Да, для большинства людей те люди, которых больше всего показывают по телевизору, от которых исходит самая сильная эмоция, которая тебя встряхивает то по одному, то по другому поводу, они и влияют на умы вне зависимости от того, насколько то, о чем они рассказывают, правда или это просто эмоциональная манипуляция, нахождение все новых способов для того, чтобы поддержать свою аудиторию в перевозбужденном состоянии».

На ток-шоу на федеральных каналах и создается эта обстановка напряженности, конфликта, в которой зрителей держат, чтобы они отвлекались с рядовых проблем вокруг себя на глобальные, которые раздуваются бесконечными криками и спорами в эфире. Юрий Сапрыкин считает, что это не имеет к журналистике отношения.

«Когда я еще ходил на телевизионные ток-шоу, меня поразил тот факт, что у всех гостей в шоу на федеральных телеканалах одновременно включены микрофоны. Редакторы их специально просят: "Говорите громче, перекрикивайте друг друга. Если вы хотите что-то сказать, то просто перетягивайте одеяло на себя".

Этот нехитрый технический прием создает эту атмосферу крика и бесконечного агрессивного ора друг на друга, которое дает нужный эмоциональный эффект. Это не дискуссия, не разговор, не спор, в котором может родиться истина, это просто базарный хай. Медийная активность такого рода к журналистике имеет мало отношения, она имеет отношение к тому, чтобы "потряхивало"», – считает Юрий Сапрыкин.