Поколение Y

Партнерский материал с агентством
молодежной политики и реализации программ
общественного развития Красноярского края

По словам экспертов, каждое новое поколение молодых людей значительно отличается от предыдущих. Сегодняшнее поколение людей в возрасте от 16 до 30 называют «Поколением Y».
Мы решили выяснить, чем занимается молодежь в Красноярском крае сегодня, что ей интересно, какие тренды она поддерживает, чего ждет от жизни, а самое главное – какие возможности для ее развития есть в крае сегодня.
Начнем с того, что поколение этих молодых людей сформировано в эпоху распада Советского союза, в период масштабных изменений в нашей стране, нестабильной экономической и политической ситуации.
Решающим фактором в развитии миллениалов стала технологическая революция в начале 2000-х годов. На становление молодых людей-Y повлияло развитие высокоскоростного интернета, мессенджеров и социальных сетей.
Именно поэтому для них свойственно получать всё «здесь и сейчас», практически мгновенно, но информация должна поступать к ним небольшими порциями, как сообщения в социальных сетях.

Тренд номер один: жизнь в онлайн

Социальные сети, мессенджеры, приложения, видеотрансляции происходящего – жизнь в смартфоне – неотъемлемая составляющая повседневности у поколения Y.
Смартфон и интернет – верные друзья и помощники в любой ситуации, без них – ни шагу. Каждое уведомление заставляет их хвататься за гаджет, а экран действует просто гипнотически. Эти люди вечно находятся в поиске розетки. Потому что разрядившийся смартфон — это страшно.
Вышеуказанные друзья «игреков» несут в себе несколько функций: получение информации, средство коммуникации, средство релаксации (иногда просто нужно «позалипать» на что-то в интернете, чтобы расслабиться).
Часть молодых людей используют возможность доступа к информации с умом – читают книги и статьи, смотрят фильмы, есть даже те, кто «серфит» по Википедии. Но большая часть листает ленты, вечно проверяет, сколько лайков собрала их фотография и что друзья ответили в чате. Смартфоны постоянно держат их на крючке новых уведомлений.
По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, по состоянию на 2015 год аудитория мобильного интернета за год выросла на 12,5%, а 15% аудитории — практически каждый шестой — выходит в сеть только с мобильных устройств.
Охват использования десктопов (стационарных компьютеров, ноутбуков) даже падает, а вот доля владения смартфонами и планшетами стремительно растет. И серьезный вклад в прирост дают молодые люди, для которых мобильный интернет — не модный тренд, а то явление окружающей действительности, с которым они выросли.
У каждого поколения есть свои модели коммуникации, и совершенно очевидно, что те, кому сегодня 14-30, будут проводить в общении через мобильные устройства только больше времени. Это не трагедия, а та объективная реальность, в которой предстоит жить нам с вами.

Невозможно остановить прогресс, невозможно убедить молодых людей не тратить время на серфинг в сети, общение в соцсетях и мессенджерах, онлайн-игры и сервисы. Наоборот: тем, кто работает с молодыми, нужно, на мой взгляд, самим осваивать новые каналы коммуникации, чтобы просто понимать свою целевую аудиторию.

Искать ее в «местах естественного обитания» и привлекать, в том числе, на офлайн-активности. Объяснять на личном примере правила «гигиены» в социальных сетях и нормы этикета при общении по смартфону. Убежден, что найти общий язык и добиться общих целей можно только так, а не запретительными мерами.
Даниил Запятой
директор по региональному развитию – руководитель красноярского офиса
ООО «Агентство «Социальные Cети», Москва

Тренд номер два: пространства для работы и отдыха

За последние пять лет в России создаются и развиваются так называемые «коворкинги».
«Коворкинг» современное открытое пространство, оборудованное всем необходимым для работы. Там организованы рабочие места с офисной техникой, есть помещения для встреч и мероприятий.
В Красноярском крае за последние годы открылось больше 50 коворкингов, которые сразу стали популярны среди молодежи. Например, уже известные многим – «Фургон», «Вилла курица», «Каменка».
На «Каменке», кстати, совсем недавно закончили ремонт и открыли рабочее пространство «Каменка труд» и мастерскую с оборудованием для ее резидентов «Каменка Цех». К слову, развивается и парк культурного пространства – там проходят кинопоказы, ярмарки, знаменитые ресторанные дни, маркеты, спортивные соревнования, зимой работает каток «Каменка Двор».

Популярность таких пространств доказывать не нужно – мероприятия «Каменки» за год посетили более 40 тысяч человек.
Настоящую любовь горожан сегодня завоевывают публичные пространства.

Мы отчетливо видим, что коворкинги и зеленые парки стали особым «третьим местом» в жизни молодежи. Они приезжают сюда работать и отдыхать, и более того, стараются сами создавать, либо улучшать такие места, насыщая особой атмосферой. И это очень важно.

Такие люди объединяются в сообщества и чувствуют свою причастность к месту, делая сначала его, а затем и город лучше.
Анна Иванова
управляющая культурным пространством «Каменка», заместитель директора Краевого Дворца молодежи
К слову, популярность открытых пространств можно вполне объяснить желанием молодых людей выйти в «офлайн» – быть не в цифровой реальности, а жить настоящей жизнью – получать реальные эмоции, впечатления, опыт и что-то создавать.
Молодой человек тянется к настоящему, а не цифровому. Кстати, именно поэтому такими бешеными темпами набрали популярность у молодежи квест-румы.

Тренд номер три: здоровый образ жизни

Самым заметным трендом среди молодежи является здоровый образ жизни.

В последние годы массово открываются тренажерные залы и фитнес комплексы, школы здорового питания, беговые клубы и создаются сообщества в социальных сетях, пропагандирующие правильное питание и фитнес.
Наш город в этом плане не является исключением. Больше полусотни частных спортзалов открываются ежегодно, сильно изменилась инфраструктура Татышев-парка – в западной части острова построены беговые и велодорожки, появились площадки для занятия физкультурой.

В городе построены современный футбольный манеж «Футбол-Арена Енисей» и самый крупный за Уралом Центр экстремальных видов спорта «Спортэкс». Конечно, много спортивных объектов появится и к грядущей «Универсиаде».
«Спортэкс» – это не просто объект, это настоящий дом для ребят, он объединяет на своей территории целое сообщество экстремалов всех возрастов.

Ежегодно в секциях центра занимается более 1 тыс. 300 ребят в возрасте от 4 лет. В ЦЭС «Спортэкс» зафиксировано более 20 тыс. посещений в год.

В прошлом году десять наших спортсменов заняли призовые места на всероссийских и международных соревнованиях по экстремальным видам спорта.
Сергей Егоров
директор Центра экстремальных видов спорта «Спортэкс»

Тренд номер четыре: сообщества

Общество сегодня атомизировано. Молодым людям очень важно общаться со сверстниками, особенно если у них схожие интересы.
У молодых людей современного поколения слишком разные интересы, увлечения, образ жизни – во многом это связано с ежедневно расширяющимся пространством возможностей для самореализации.

Поэтому сегодня ребята объединяются в сравнительно небольшие сообщества по интересам.
У нас в крае ребята действительно самостоятельно формируют свои сообщества. И с каждым годом их становится все больше и больше.

Так вот, еще пять лет назад на «Бирюсе» было шесть сообществ, в этом году – 51. Они могут быть небольшими – 20 человек, например, но каждое со своими целями, задачами, символикой, и, конечно, кругом единомышленников.
Сергей Ладыженко
руководитель агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития края
Тренд на формирование небольших сообществ по интересам, к слову, отражается и на социальных сетях.
Популярность «больших» соцсетей падает – их используют, скорее для получения информации, а для формирования сообщества по интересам и обмена информацией миллениалы используют группы и чаты в мессенджерах, ведь гораздо интереснее поделиться новостью не со всем светом, а со «своими» с теми, кто точно поймет, «просечет фишку».

Тренд номер пять: неформальное образование

В жизни современной молодежи сегодня обязательно есть университет. Однако, знания, которые дает вуз теоретические – неприкладные, молодой человек стремится получить знания и навыки, которые можно применить здесь и сейчас.
Именно поэтому сегодня у молодежи такой высокий спрос на неформальное образование, получаемое в короткие сроки, без экзаменов, строгих преподавателей и дипломов, но полезное для жизни здесь и сейчас.
Именно поэтому так популярны в молодежной среде сегодня различные школы, курсы, тренинги, мастер-классы, лекции в тех же открытых пространствах – парках или коворкингах.
Это такое своеобразное «образование на траве» с практикующими специалистами, с медийными личностями, на узкоспециализированные темы и без учебников, рефератов и зачетов.
За три месяца меня обучили азам целой профессии. Предприниматель – полноценная профессия с самобытным набором компетенций, за качественное выполнение которых удостаиваешься вознаграждения.

Университетский курс, схожий по природе с курсом КМБШ, мог бы затянуться на годы. В молодежной бизнес-школе меня подготовили за сравнительно короткие сроки и, как итог, я – собственник бизнеса.
Артем Егоров
выпускник КМБШ, собственник видео-мастерской для бизнеса "Показатель"

На полях: офлайновые люди

Справедливо отметить, что сегодня есть и пласт молодых людей, которым не так интересно «постить» красивые фотографии в инстаграме с миллионом хэштегов, они не рассказывают о своей жизни с твиттере, не листают ленты в соцсетях все лето, они так называемые «офлайновые люди».
Это молодые люди, которым интересны более прикладные вещи – летом они трудятся на стройках крупных объектах в студенческих отрядах, занимаются в военно-патриотических клубах, ездят с поисковыми движениями в Тайгу, работают на раскопках или занимаются в студенческих спортивных клубах.

Тренд номер шесть: волонтерство

За последние годы в России стало активно развиваться молодежное добровольчество.

Наличие свободного времени и желание развиваться в профессиональном плане привели молодых людей к участию в добровольческой деятельности.
Волонтерство бывает событийным и социальным. Событийные волонтеры – это помощники по различным функциональным направлениям на крупных мероприятиях – форумах, спортивных соревнованиях, культурных фестивалях.
Мотивация молодого человека – быть причастным к крупным событиям, приобрести опыт, установить профессиональные контакты.
Социальное волонтерство же направлено на помощь нуждающимся. Сострадание и желание помочь движут молодыми людьми.

Красноярский край в этом плане не исключение – добровольческие движения и объединения создаются по самым разным направлениям:
Медицинское добровольчество (помощь медперсоналу в больницах), поиск пропавших, есть даже так называемые «Волонтеры Победы», «Команда-2019», которая готовит волонтеров к Универсиаде и обеспечивает сопровождением такие события как КЭФ.
А еще есть программа «Добровольчество», объединяющая 4 500 ребят по всему краю.

У программы есть даже свои приложение для смартфонов (к слову о первом тренде), называется «Доброкарта».
Очевидно, для молодых людей сегодня очень много возможностей и путей развития.

Для этого им даются и площадки для развития и инструменты в виде проектных школ, грантовых конкурсов для реализации своих идей.
Но самое главное, что современная молодежь способна самостоятельно для себя создавать пространства и наполнять их необходимым содержанием, нужна лишь поддержка.
Made on
Tilda