МНЕНИЕ: «Что делать, когда агрессивные невежи влезают в сугубо профессиональную деятельность?»


1 ноября 2016


Актер и руководитель Театра наций Евгений Миронов поддержал Константина Райкина, который в своем выступлении на съезде Союза театральных деятелей России заявил об угрозе цензуры. 

Миронов призвал к тому, чтобы общество в каждой сфере деятельности опиралось на мнение профессионалов. 

Его мнение опубликовано на сайте Театра наций.

МНЕНИЕ: «Что делать, когда агрессивные невежи влезают в сугубо профессиональную деятельность?»

«Для меня вопрос не в оценке выступления Константина Райкина на съезде СТД. Конечно, я с ним согласен и целиком разделяю его тревогу.

Для меня вопрос в другом: что нам делать? Я вообще внутренне против расколов, против разделения на разные лагеря.

Мы все время вынуждены подписывать письма, и чем больше их подписываешь, тем меньше становится их ценность и влияние. Один и тот же поступок делает тебя чьим-то врагом, а через несколько дней все меняется с точностью наоборот.

С другой стороны, как не подписывать, если все время возникают угрозы по отношению к деятелям искусства, к их спектаклям, выставкам, книгам, фильмам – угрозы со стороны отдельных людей или каких-то сомнительных организаций, которые присваивают себе право судить об искусстве, самозвано берут на себя миссию защитников якобы нравственности и традиций…

Так вот: что нам делать? Что делать с невежеством и агрессией, количество проявлений которых переросло в качество? Вообще, категория количества в нашей стране в последнее время стала слишком серьезным аргументом.

А мы знаем, что в истории бывали моменты, когда опора на большинство приводила не к положительным, а к плачевным результатам. 

Как нам, профессионалам, бороться и отстаивать интересы своих товарищей в подобных ситуациях? Когда мы, каждый из своего угла, что-то выкрикиваем, ничего путного не выходит. Мы часто проигрываем.

Что делать, когда агрессивные невежи влезают в сугубо профессиональную деятельность, пытаются дискредитировать понятия «художник», «творчество», «свобода»?

Объяснять, что «Даная» – не порнография, «Купание красного коня» – не пропаганда гомосексуализма, а «Лолита» – не манифест педофилии?

Но это нужно делать в школе. А взрослым людям этого уже не объяснишь. 

Мне кажется, что выход один: объединиться в профессиональное сообщество, какой-то неформальный орган, для каждого вида искусства – свой, куда должны войти люди с безупречной репутацией, всей своей жизнью доказавшие свою компетентность, взявшие на себя ответственность перед государством за большие творческие коллективы.

Нашу профессию мы понимаем лучше всех, и те нелепые границы, которые нам пытаются поставить, могут привести только к одному – к деградации. 

Мы должны помочь и обществу, и, если хотите, власти, которая тоже не всегда понимает, кому можно верить, а кому нет, кто профессионал, а кто нет. 

И мы, как профессионалы, должны сами вырабатывать мнение по поводу случаев, которые кому-то могут показаться спорными – в силу необразованности этих людей, их излишней возбудимости, болезненной обидчивости или каких-то еще субъективных факторов.

Нужно, чтобы общество в каждой сфере деятельности научилось опираться на ответственных профессионалов, а не на праздных невежд, ряженых и самозванных блюстителей морали».

Напомним, Константин Райкин выступил на съезде Союза театральных деятелей России 24 октября. Он заявил о «безобразных посягательствах на свободу творчества» в России и призвал деятелей культуры объединиться.

Райкина поддержали Лия Ахеджакова, Владимир Еремин, Людмила Улицкая, Андрей Звягинцев, Олег Басилашвили, Кирилл Серебренников, Андрей Могучий и многие другие.