«Большой репортаж» ТВК: «Проспект разочарований»

3372

16 ноября 2017


Самой обсуждаемой стройкой в Красноярске остается пр. Мира. В «Большом репортаже» разберемся, почему самый ожидаемый ремонт превратился в «проспект разочарований». Эксклюзивные комментарии подрядчика, признания властей и точный ответ на самый главный вопрос: а почему все так вышло?

Нам обещали новые лавочки и много зелени, новые говорящие фонари и рекламу в едином стиле, хотели сравнять проезжую часть с землей – создать доступную среду, убрать провода, заменить фонарные столбы и сделать новую праздничную иллюминацию, и да, наконец-таки – положить красивую европейскую брусчатку вместо стареньких плиток-волна.

Но все это так и осталось в неродившемся проекте. И на это есть десяток причин.

Позиция гендиректора компании «Спецпромпроект» проста: все работы, невидимые глазу, то есть ливневки и подземные провода, мол, сделали хорошо: а остальное – не проплачено.

«Если пересчитать по сметным нормам, дисциплинам, то мы, наверное, сделали какой-то героический рывок. Муниципальным контрактом у нас было предусмотрено выполнение работ, связанных с дорожной одеждой, инженерными коммуникациями, освещением. Причем, то, на что больше всего обращают внимание горожане – так называемая картинка, она проектом в принципе не была предусмотрена», – заявил генеральный директор компании ИЦ «Спецпромпроект» Александр Поданов.

Только красноярцам про это отчего-то забыли сказать. 9 месяцев город вынашивал проект нового пр. Мира и переваривал все новые и новые, словно и не красноярские картинки, услужливо поставляемые мэрией.

И их отсутствие на финише удивило даже тех, кто максимально пристально следил за ходом работ.

«Ожидания жителей, которые мы все с надеждой, в том числе и я, хотели увидеть на финише, не состоялись», – отметил глава города Красноярска Сергей Ерёмин.

Просто потому, что все, что выдавали на обсуждение, было лишь идеями и набросками, а реальный проект, переведенный в госзаказ и реализованный по итогу, городская администрация почему-то предпочла скрыть.

«Его мало кто видел, это одна из проблем, что вообще в таких работах, особенно на центральных улицах, такие проекты должны быть открытыми. Люди должны иметь возможность его посмотреть, обсудить, задать вопросы», – уверен руководитель техслужбы проектной мастерской «А-2» Виталий Чеусов.

Но по какой-то причине все вопросы пресекались уже на старте. Для простого люда устроили публичные слушания под мудреным названием и без какого-либо анонса, на вопросы депутатов предпочитали не отвечать еще на старте всей проектировочной эпопеи.


«Мы ожидали увидеть тут центр Парижа, а получился центр Красноярска. Но ведь программа «Безопасные и качественные дороги» не несет под собой финансовой нагрузки под замену тротуаров, этого нет в программе. Программа рассчитана на ремонт дороги, безопасные и качественные дороги», – отметил проектировщик проекта капитального ремонта на пр. Мира Сергей Лопатин.

Именно по этой программе и ремонтировали пр. Мира, говорит проектировщик. Вопрос только в том, зачем под одну выделенную сумму было пытаться отремонтировать все подряд.

Когда были варианты ограничиться уже если не шириной, то хотя бы длиной ремонтируемого участка.

«С самого начала, когда речь шла про сумму пр. Мира, администрации города предлагали не замахиваться на весь проспект, а сделать очень хорошо один ее участок. И показать, что за хорошие деньги можно делать хорошо, но руководитель департамента городского хозяйства, первый заместитель главы Титенков сказал: "Да нет, нам этих средств хватит на весь пр. Мира. Будет замечательно!", – говорит депутат Заксобрания Красноярского края Илья Зайцев.

«Не хватило порядка 120 млн руб. Они бы могли дать новую брусчатку. Ту, которую все ждали…».

Ту самую крупноформатную, какая укладывается в Москве, а изготавливается в Европе... И Красноярске.

Специально под масштабные ремонты сибирские производители закупили европейское оборудование и начали выпускать ту самую плитку, какой обещали украсить центральную улицу города.

«Мы делали эту брусчатку специально для администрации города Красноярска, чтобы показать им, что появилось что-то новое в городе Красноярске».

В Красноярске, где добрая половина всех улиц выложена «волной» – это самый популярный и устаревший фасон тротуарной «одежды», к новому не прислушались.

Хотя вопреки всем заявлениям проектировщиков, замена «волны» на крупноформатную плитку не увеличивает смету проекта на сотню миллионов.

«Ценовая политика мытой брусчатки будет начинаться от 800 руб., если говорить о простой брусчатке – той же "волне" – она 530 руб. за серую, 580 руб. за цветную брусчатку. Разница не так велика, если говорить о эстетике, о каком-то преображении города Красноярска», – считает начальник производственного цеха фирмы-производителя тротуарной плитки Владимир Бус.

Преображение всего проспекта с такой брусчаткой обошлось бы примерно в 13 млн руб. Но город пошел по другому пути, решив перенести замену всей брусчатки на следующий год, а сейчас менять только то, что после раскопок не удастся вернуть назад.

«Там, где брусчатка была в хорошем состоянии, то есть ее можно было использовать, мы ее укладывали. Там, где брусчатка приходила в негодность, это порядка 30%, мы укладывали уже новую брусчатку», – рассказал Игорь Титенков, который в период ремонта пр. Мира был главой департамента городского хозяйства.

И если заменить всю брусчатку на новую европейскую стоило 13 млн руб., то эта схема от Титенкова – только 3 млн руб. Правда уже через год все эти плитки на шестизначную сумму будут снова выкапывать и снова менять.

Эффективность таких трат под большим вопросом. Вопросом, который мы хотели адресовать тому, кто был персонально ответственным за это решение. Игорь Петрович Титенков больше недели обещал дать интервью.

Фрагмент разговора по телефону с Игорем Титенковым:

«Завтра определюсь точно, у меня действительно сегодня очень-очень много вопросов».

Через 3 дня: 

– Ну вы же сами мне обещали, что ответите на вопросы наших зрителей... 

– Еще раз говорю, что я много, что… 

– У меня много вопросов! 

– То есть я не отказываюсь и по пр. Мира [говорить]. Но мне нужно подбить черту. Я скажу Ольге Владимировне, чтобы она с вами созвонилась и сказала время».

Ольга Владимировна – бывший пресс-секретарь департамента горхозяйства – нам позже перезвонила и сообщила, что Игорь Петрович никакого интервью давать не будет. А вопросы по-прежнему остались.

В том числе еще по одной причине провала ремонта на Мира –  про затягивание всех возможных сроков.


Ровно три месяца вместо полугода ушло и на проектирование.

Из-за сжатых сроков проект получил больше 100 замечаний от госэкспертизы и еще дальше сдвинул старт работ. А сами работы вместо обещанного 20 сентября не смогли закончить и к середине ноября.

Все в этой цепочке событий и их последствий объяснимо, кроме одного: зачем брались за проекты, которые изначально не успевали выполнить хорошо?

«Все серьезные компании не пошли на эти подряды. Они понимали, что невозможно за эти короткие сроки ничего сделать. И они просто не пошли, пошли те люди, которые не очень понимали, наверное, куда они идут, поэтому мы такие проблемы и получили», – говорит депутат красноярского Горсовета Константин Сенченко.

Проектировщик на это предположение отвечает за кадром: мол, попросили нас, вот и пошли. Подрядчик, что его «попросили», отрицает.

Но и зачем шел на заранее провальный, а значит и убыточный проект, тоже не говорит:

«Я не могу ответить на этот вопрос, есть более личные цели на это».

«Личные цели» становятся еще туманнее, если знать, что компания «Спецпромпроект», которая взялась за ремонт пр. Мира, не то, что таких больших проектов раньше не имела, она в принципе никогда не занималась уличным благоустройством.

Своим профилем компания «Спецпромпроект» называет электротехнические работы, настаивает, ведь и таких много надо было на Мира выполнить. Это да.

Только еще через пару минут этого разговора выясняется, что и электрику на пр. Мира «Спецпромпроект» делал не сам, а через сторонние фирмы–субподрядчики:

– Основная цель компании, если уж так обращаться к целям и задачам компании, это все-таки управление проектами и процессами, нежели самостоятельное выполнение контрактов. 
– Но самостоятельно вы тоже какую-то часть выполняли. Это какая часть? 
– Я сейчас не готов сказать, – заявил генеральный директор компании ИЦ «Спецпромпроект» Александр Поданов.

Вслед за этим удивительным заявлением бизнесмена последовало и еще одно:

«Если проект окажется нулевым – это хорошо. Моя позиция такая, потому что мы не пришли сюда деньги зарабатывать».

«Они видят только деньги в глазах, смотрят на эту работу, как возможность заработать. Не то, чтобы сделать хорошее дело, им наплевать на все!», – говорит Эдхам Акбулатов, который в период ремонта пр. Мира был главой Красноярска.

Кстати, расхождение мнений и мотивов в этих теперь уже исторических кадрах, не самое главное. Это единственный разнос, который экс-мэр Акбулатов устроил подрядчику. Причем сделал он это лишь 5 октября.

В итоге пр. Мира стал последним объектом на территории города для самого Акбулатова.

И трудно отрицать, что отсутствие контроля, которое хорошо иллюстрируется этой запоздалой критикой, не сказалось ни на политической репутации мэра, ни на самом провальном ремонте.

Подробности в «Большом репортаже» Новостей ТВК.