Лавинная наука: про безопасность, снег и горы

1535

13 февраля


Этой зимой в разных районах Сибири, в том числе в Красноярском крае, были зафиксированы сразу несколько случаев схода лавин.

Пожалуй, самым обсуждаемым стал сход лавины 13 января в Орджоникидзевском районе Хакасии в 11 км от п. Приисковое, где погибли двое мужчин. Они приехали в Хакасию покататься на снегоходах.

Лавины сходили и на дороги – в декабре снежная масса перекрыла трассу «Курагино-Черемшанка» в Красноярском крае.

А 3 февраля под снежную лавину в Междуреченске попал 40-летний житель Новосибирска. Несмотря на наличие лавинного оборудования, спасти мужчину не удалось.

Лавинная наука: про безопасность, снег и горы

Новости ТВК пообщались с гидом SnowlabPRI, экстремалом с 10-летним стажем катания Дмитрием Метелей и выяснили, почему важно учиться безопасности на склоне, как вести себя в лавине и что такое «лавинное снаряжение».

– По многочисленным публикациям в СМИ кажется, что в России количество трагических гибелей райдеров в лавинах существенно увеличилось в последние годы. Это так?

Д.М.: Действительно, гибнуть в лавинах стали чаще по сравнению с предыдущими годами. Дело в том, что популярность фрирайда и снегоходного спорта в России возросла. За счет этого количество инцидентов и увеличивается.

– Почему вообще сходят лавины?

Д.М.: Трудно сказать. Лавины могут сходить по разным причинам. Весна считается достаточно опасным временем года, но это не значит, что снег не может сойти в начале или середине сезона.

В начале сезона лавины, как правило, сходят из-за снегопадов. Весной – из-за воздействия температур, потому что все начинает таять. В середине сезона лавина и вовсе может сойти по совершенно разным причинам.

– Чем так опасны лавины?

Д.М.: Коварных моментов несколько. Во-первых, текущий по склону снег гораздо менее плотный, чем тело человека. Это означает, что райдер в нем будет тонуть.

Более того, человека в лавине будет крутить, бросать, сдавливать и ударять обо все, что попадется на пути: лыжи, камни, деревья.

Во-вторых, когда снежный поток останавливается, он очень сильно спрессовывается. Двигаться становится практически невозможно.

Поэтому очень редко получается выбраться самому. Только если ты совсем на поверхности находишься, сможешь сам себя отгрести.

Более того, когда снег двигается по склону, он немного разогревается, а когда останавливается – замерзает. Из-за этого получается ледяная темница, которая очень плотно человека держит и его не так-то и просто оттуда вытащить.

А еще среди людей и на просторах интернета популярны разные мифы. Например, если мало снега – значит лавина точно не сойдет. Это не так. Малое количество снега, наоборот, может быть очень опасно.

При тонком снежном покрове могут образовываться нестабильные слои снега, по которым он легко съезжает вниз.

Еще многие думают, что лавины не сходят в лесу. Но и это неправда. 

Деревья действительно могут удерживать снег на склоне, однако лавины могут сходить на открытых участках в лесу. Именно так и случилось в Приисковом 13 января.

Еще один миф звучит так: чтобы выжить в лавине, достаточно иметь при себе лавинное снаряжение.

Самое совершенное и современное лавинное снаряжение требует умения им пользоваться и навыков, которые достигаются постоянными тренировками.

Случай 3 февраля на Междуреченской железной дороге доказал это (40-летнего мужчину, попавшего в лавину на Кузбассе, спасти не удалось, не смотря на наличие лавинного снаряжения, – прим. ред.).

– Где безопаснее кататься: в России или где-то за границей?

Д.М.: В России, конечно, ситуация похуже чем за рубежом. Система мониторинга находится в начальной стадии по сравнению с Европой или Северной Америкой.

У нас есть, например, лавинные службы в Красной Поляне, которые следят за тем, чтобы люди не попадали в лавины в пределах курорта.

А за рубежом существует системы оценки опасности в целом по району катания. Там используют так называемые «шкалы», которые люди могут видеть прямо на подъемнике или где-то на сайте.

В мире есть такая специальность – «лавинщик». Эти специалисты работают совершенно на разных континентах, следят за безопасностью. Самой сильной лавинной школой в мире считается канадская. 

В России системы лавинной подготовки для любителей фактически не существует. Такой профессии как «лавинный инструктор» на сегодняшний день у нас в стране нет.

Сейчас специалисты из Канады, совместно с европейскими, участвуют и в формировании российской ассоциации горных гидов.

Такие ассоциации есть в Канаде, Соединенных Штатах и в Европе. А наша ассоциация появилась не так давно – в 2011 г. Тогда и начала набирать курсантов школа гидов.

– Что делать, если ты уже на склоне и опасность лавины реальна? Как обезопасить себя?

Д.М.: Большая часть лавинной науки посвящена тому, что в лавину попадать не нужно. К сожалению, статистика попадания в лавину достаточно печальная: 40% и даже больше людей погибают из-за травм, большинство задыхаются.

Если же ты попал в лавину, ситуации могут развиваться по-разному. Во-первых, нужно попытаться от лавины «сбежать» – уехать в сторону.

Если этого не удалось – в лавине можно попытаться «плыть». Если это невозможно – постарайтесь сделать себе перед лицом «карман». Для этого нужно сгруппировать руки, чтобы был запас воздуха для дыхания после того, как лавина остановится.

Как только лавина остановилась, действовать нужно по ситуации: либо попытаться разгрести снег перед лицом, или, может быть, даже руку или ногу вытащить на поверхность, чтобы тебя увидели. Все индивидуально в каждой ситуации. Универсального плана поведения нет.

– А если ты стал свидетелем того, как другой райдер попал под лавину?

Д.М.: Если видишь, как человек попадает в лавину, нужно за ним внимательно следить. Наблюдать куда она его тащит. Затем, используя свое лавинное снаряжение, которое у фрирайдера должно быть обязательно, постараться максимально быстро его найти и откопать, оказать первую помощь.

– Что входит в лавинное снаряжение?

Д.М.: Обязательный набор лавинного снаряжения для всех без исключения людей, которые отправляются в горы в снежное время года это: лавинный датчик, щуп и лавинная лопата.

Лавинный датчик (бипер) предназначен для поиска людей с помощью радиосигнала. Все биперы в мире работают на одной частоте – как на передачу, так и на прием. То есть такой датчик может как найти, так и быть найденным. Такая вот универсальная вещь. Соответственно, когда у членов группы есть эти датчики, они могут друг друга искать.

Лавинный щуп нужен для того, чтобы наиболее точно определить местонахождение человека, когда ты его нашел с помощью лавинного датчика. Им нужно буквально нащупать человека под снежной тощей.

Ну а лопата нужна для того, чтобы его откопать. Она должна быть прочной, легкой, компактной и быстро собираться. 

Вот это три обязательных элемента.

Существуют еще и дополнительное снаряжение. Например, лавинные рюкзаки (они надувают специальную подушку, и человек лучше всплывают в лавине) и система дыхания.

– Ты работаешь инструктором в SnowlabPRI. Помимо развлекательных туров, вы ведь еще и учите, как вести себя на склоне при сходе лавины, как оказывать первую помощь. Много набирается желающих?

Д.М.: Не так много людей, к моему большому сожалению, хотят учиться таким важным аспектам катания. Люди хотят больше кататься и меньше учиться. И это, как ни прискорбно, для многих не очень хорошо заканчивается.

Важно перед тем, как поехать в горы, много времени посвятить изучению поведения в горах. Почитать теорию, либо в школах фрирайда этим позаниматься. На это нужно тратить и время, и усилия.

Если говорить о занятиях с инструкторами, то вас в первую очередь будут учить предотвращать попадание в лавину – большая часть времени уделяется именно этому. А меньше всего, пожалуй, тратится времени на подготовку людей к спасению из лавины. Хотя и на это нужно тратить и силы и время.

В горах часто можно встретить неподготовленных райдеров, которые зачастую просто не понимают, что они делают. Таких большинство, к сожалению, – процентов 90. Профессионалов и подготовленных любителей лишь небольшой процент.

Главные в группе риска – снегоходчики, следом за ними идут фрирайдеры и альпинисты (они тоже находятся в горах, пересекают снежные склоны).

– Где учат «безопасному катанию»?

Д.М.: Этому учат, как правило, в горных районах: например, в Приисковом, на Эльбрусе, Красной Поляне и других горах. Как правило, такие курсы приурочены именно к горам.

В России подготовку осуществляют фрирайд компании, гиды и лавинщики, которые работают в лавинных службах и проводят курсы.

Вообще, если ты не профи, нужно обратиться к профессионалам – кататься с гидами и полагаться на них.

Чтобы самостоятельно себя подготовить к принятию правильных решений в горах, нужно учиться достаточно долго – несколько лет, постепенно и много тренироваться кататься в таких часто опасных условиях, учиться искать людей в лавинах с использованием лавинного снаряжения.

На курортах нужно соблюдать указания. Если, например, написано, что в каком-то направлении не нужно ехать, что там опасно и лавины, то нужно поверить.

Это элементарная человеческая сознательность может помочь избежать несчастного случая.

– Что бы ты посоветовал райдерам?

Д.М.: Думайте о своей безопасности и учитесь! Либо доверяйте свою жизнь исключительно профессионалам.

Случаи, когда в лавинах гибнут люди, широко известны, но много ситуаций, когда люди не погибают, но травмируются. Этого тоже нужно избегать, беречь себя и думать о том, как безопасно проводить время в горах.

Фото: Дмитрий Метеля