«Каждый свято верит, что его пожар точно обойдет стороной» – эксперт о технике безопасности в сгоревшем ТЦ

2114

26 марта


Трагедия в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» показала, что системы оповещения и пожаротушения работали неисправно, либо вовсе были отключены. О том, кто должен следить за безопасностью в торговых центрах и магазинах Новостям ТВК рассказал руководитель отдела систем безопасности ООО «Нордгрон» Андрей Заяц.

«Каждый свято верит, что его пожар точно обойдет стороной» – эксперт о технике безопасности в сгоревшем ТЦ

«Я занимаюсь системами безопасности почти 20 лет. Проектирую, монтирую, запускаю, обслуживаю. Хочу начать с того, как, несомненно, при лоббировании заинтересованных бизнесменов, начало экономить на безопасности людей государство.

Раньше, лет 10 назад, все системы пожарной безопасности принимались в эксплуатацию только при участии инспектора Госпожнадзора (ГПН). В зависимости от размера и уровня объекта – на приемку привлекались сотрудники либо из инспекций пожарных частей районов и муниципальных образований, либо из краевого управления.

Такой большой ТЦ в те времена принимался бы в эксплуатацию краевой инспекцией.

Причем, перед началом монтажных работ, проект на системы пожарной защиты прошел бы проверку в этой инспекции.

Но потом государство посчитало невыгодным тратить бюджет на работу этих инспекторов. Да и крупных собственников, видимо, задолбали эти дотошные и вредные бизнесу инспекторы.

И теперь приемку крупных объектов в эксплуатацию ведет только Стройнадзор, то есть специалисты широкого профиля. И потом, по закону и по графику, объекты проверяются инспекторами ГПН не чаще, чем раз в 2 года.

То есть ввод в эксплуатацию систем пожарной защиты сейчас оформляется двусторонними актами между собственником и подрядчиком. Без участия каких-либо надзорных органов. На что договорились, то и ввели. Естественно, уровень соблюдения норм резко упал – если бумажки подписаны, зачем платить больше?

Теперь к самому "веселому". Как экономят собственники, бизнесмены-капиталисты.

Для начала по нормам в "Зимней вишне". Торгово-развлекательный комплекс с кинотеатрами общей площадью 23 тыс. кв. м подлежит защите системой автоматического пожаротушения полностью. Целиком. Кроме помещений санузлов и венткамер.

А также системой речевого оповещения 5-го типа, системой дымоудаления на путях эвакуации, огнезащитными клапанами в системе вентиляции, внутренним пожарным водопроводом (щиты с пожарными шлангами). 

Для таких больших площадей экономически целесообразно делать водяное пожаротушение. Но некоторые собственники и такие большие площади оснащают порошковым тушением, правда, редко.

Водяное пожаротушение бывает двух видов: в одном (спринклерное) трубы заполнены водой под давлением, на трубах закрытые специальными стеклянными колбочками распылители.

При нагреве колбочки (чаще всего до +57°C) она лопается, распылитель открывается и пошла вода.

По падению давления система понимает, что начался пожар, включает оповещение, включает насосы добавляя давление в трубы, открывает задвижки с магистральных водопроводов.

Но это не самая эффективная система, когда там под потолком на большой высоте колбочка от нагрева лопнет, когда там после начала пожара включится оповещение? Зато бюджетно.

Правда, нормы предписывают и в такой системе устанавливать место возгорания точно и вовремя, но кто этим заморачивается сейчас?

Второй вид систем водяного пожаротушения (дренчерные) – когда трубы стоят сухие, на входе в секции стоят электрозадвижки, все включается и начинает поливать, кричать и мигать по импульсу от системы пожарной сигнализации, которая может ловить несколько факторов пожара.

И ловить вовремя – на ранних стадиях. Например, для включения оповещения можно уже по наличию дыма сработать. А воду запустить по двум факторам – дыму и открытому пламени. Такие системы стоят достаточно дорого. Но эффективны.

Речевое оповещение 5-го типа – это громкоговорители с заранее записанным текстом по всем помещениям, это световые табло "выход" по всем выходам и указатели направления эвакуации по путям эвакуации.

Это возможность связи граждан из зоны оповещения с центральным пультом системы безопасности здания, с диспетчером.

Возможность связи граждан из зоны оповещения с центральным пультом системы безопасности здания, с диспетчером. Это разделение здания на зоны оповещения и сценарий управления эвакуации позонно в зависимости от места возгорания.

А также канал связи с пожарной частью МЧС для передачи сообщения о пожаре автоматически.

Запуск системы оповещения производится либо от пожарной сигнализации, либо от спринклерной системы пожаротушения с теми самыми колбочками.

Система дымоудаления поддувает чистый воздух, например, в лестничные клетки, как самые нагруженные пути эвакуации, чтобы людям было проще эвакуироваться, не травиться продуктами сгорания, не терять сознание и иметь видимость.

Огнезащитные клапана отсекают сегменты системы вентиляции, чтобы пожар по ней не распространялся с большой скоростью между помещениями и не было притока воздуха к очагам возгорания. Кроме того, вентиляторы системы вентиляции останавливаются при пожаре все.

Причем все кабеля всех частей системы должны быть исполнения FR – fire resistance, огнестойкими. Чтобы обеспечить функционирование системы достаточное время и после начала пожара, при воздействии пламени на саму систему.

Что мы видим в «Зимней вишне»? Мы видим сообщения о том, что система оповещения молчала все время развития пожара. То есть либо пожар не был обнаружен системой пожарной безопасности, либо она отключена, либо неисправна.


Не забываем, что в системе еще достаточно много стоит ручных пожарных извещателей – ну хоть один человек бы нажал кнопку на хотя бы одном.

В том же детском развлекательном центре, где, как заявляет собственник, осуществили поджог – что, некому было позвонить 01, некому было нажать ручной извещатель, некому было размотать шланг гидранта и открыть кран?

Значит, все же не работала система полностью.

Далее, мы видим, что пламя в окнах бушует везде.

То есть подачи огнетушащих веществ (воды или порошка) не видно, даже если бы подача воды начиналась не после обнаружения пожара сигнализацией, а после вскрытия колбочек распылителей.


Отвлекаясь от систем противопожарной защиты, мы еще наблюдаем отсутствие пожарных лестниц. Отсутствие пожарных выходов непосредственно на улицу с верхних этажей. Люди прыгают из окон, получают травмы.


Эвакуационные выходы должны автоматически разблокироваться при пожаре, то есть закрываться на электрозамки. Они были закрыты на ключ. Люди не могли выйти даже через них.


Немаловажный аспект – обслуживание смонтированных систем. Большинство собственников относятся к пожарной безопасности, как к чему-то назойливому в виде предписаний от инспекции.

То есть, главное – чтобы бумажки были в порядке. А значит, ему достаточно договора с подрядной организацией и актов каждый месяц. И какая подрядная организация будет проводить реальные работы по системам, когда платить "за бесполезное" собственники готовы смешной мизер?

В моей практике встречались случаи, когда за обслуживание ТРЦ схожих размеров предлагалось 150 тыс. руб. в год. И подписывались же. И обе стороны были согласны, что эти деньги – за раз в месяц привезти на объект акты. Без реальных работ. 

Какие выводы можно сделать из наблюдаемой картины? Как всегда, в нашей современной реальности, во главе угла были деньги.

Я сомневаюсь, что в здании системы пожарной безопасности не было совсем. Стройнадзор бы не принял в эксплуатацию такое здание. Но вот в каком состоянии была система и как она была спроектирована, смонтирована – по всем ли нормам...


Итак:

1. Система автоматически не обнаружила пожар. Сигналов никаких о его возникновении не было;

2. Система не была включена вручную после обнаружения пожара людьми посредством нажатия на ручной пожарный извещатель. То есть, по крайней мере, эта часть не работала совсем;

3. Система не тушила пожар, как следует. Может быть, даже где-то и сработала, если в здании была водяная спринклерная система пожаротушения, но особого влияния на пожар не оказала, скорее всего, не включились насосы для подкачки воды или не открылась задвижка с магистрального водопровода. Если, конечно, распылители вообще были и вскрылись, если вода в трубах вообще была...

Кстати, насосная в таких системах – самая сложная и ответственная часть, которая требует тонкой настройки и постоянного обслуживания персоналом с высокой квалификацией.

Видел насосную на деревообрабатывающем предприятии, которую подрядчик бросил, не запустив, как следует, и заказчик своими силами два месяца бился, чтобы запустить и настроить.

4. Таким образом, собственник сэкономил немалое количество средств при строительстве здания на создании эффективной и соблюдающей все нормы системы пожарной безопасности, а также на эвакуационных выходах и лестницах;

5. Также собственник экономил и при эксплуатации здания на проведении необходимого технического обслуживания и ремонта. Ибо даже если система была создана, она находилась в неисправном состоянии, причем во всех ее подсистемах (сигнализация, тушение, оповещение).


За мою трудовую деятельность – почти 20 лет – только один собственник небольшой сети магазинов требовал соблюдения норм пожарной безопасности и даже в некоторых местах требовал избыточного оснащения пожаротушением, хотя по нормам там достаточно было просто сигнализации. Просто он когда-то своими руками тушил щитовую в своем магазине и понимал, что это такое.

Остальные заказчики всегда пытались сократить расходы, всегда во главу угла ставились документы, необходимые для ввода в эксплуатацию. Всегда стараются уйти от пожаротушения, сэкономить – разбить здание "противопожарными" перегородками на отсеки, занизить (недостоверным количеством пожарной нагрузки в помещении) категорию по пожарной опасности, соврать в назначении помещения (будет склад горючих жидкостей, а по документам – подсобное).

Каждый думает не о жизнях людей, а о деньгах. И каждый свято верит, что уж его-то собственность никогда не сгорит, его пожар точно обойдет стороной».