«Учитель не робот»: красноярские учителя о работе, детях и их родителях

1320

5 июня


Скандал с красноярской учительницей, которая унижала 4-классников на уроке, поделил интернет-пользователей на два лагеря: одни возмущены поведением педагога и жалеют школьников, другие уверены – ничего страшного не произошло, а ученики и сами могли «довести» учительницу.

Новости ТВК попытались разобраться, как сейчас работает школа, как ведется образовательный процесс, и что об этом думают сами педагоги – работающие и оставившие профессию.

«Учитель не робот»: красноярские учителя о работе, детях и их родителях

Преподаватель физической культуры, г. Красноярск. Стаж 4 года

Про видео

Учительница, которая кричит и обзывает детей на видео, конечно, перегнула палку, но ничего особенного я не увидел вообще. Надо просто чуть проще относиться к ситуациям, которые случаются. В каждом классе есть дети, которые хотят довести учителя. Просто  надо знать, как с этими детьми себя вести и все будет нормально. Главное, чтобы тебе хватило нервов. У учителей начальных классов очень тяжелая работа.

Конечно, по-разному бывает. Я  4 года отработал, разное замечал. «Началка» одно время не доставляла никаких проблем, сейчас вот с «началкой» потяжелее. Старшие дети уже знают меня и с ними вообще проблем никаких нет. А вот пятые классы, когда только переходят в старшую школу, насмотрятся на старших деток и начинают подражать им.

А как с детьми общаться, можно понять только на своем опыте. Не знаю даже, как объяснить. Только индивидуальный подход к каждому. Ведь все абсолютно разные: кому-то нужно внимание, кому-то наоборот оно не нужно.

Про детей

Знаете, я могу сказать, что сейчас у всех изменилось отношение к урокам в школе. Даже я учился – а было это не так давно – в школе такого не было. Я боялся, что учитель позвонит моим родителям и расскажет, например, что я плохо себя веду. А сейчас дети этого не боятся совсем.  Потому что родители не обращают на это внимание. Есть дети, которые говорят, что родителям все равно на какой-то урок, и они могу делать, что захотят – «хотите – пишете, хотите – жалуйтесь, звоните куда хотите, мне все равно».

И дело не в детях, а в родителях молодых. Все же от родителей идет. Они сразу, с детства выбирают: вот этот урок нам нужен, вот этот не нужен. И большой упор делают на предмет, который выбирают, например, на математику и физику, а к остальным предметам относятся как ненужным.

Про родителей

С родителями тоже нелегко бывает. Они собираются, пишут, обсуждают – каждые моменты обсуждают, даже элементарные ситуации. Например, когда на улице заниматься. Есть санминимум, где прописано, что дети занимаются на улице до -15°С. Вот выйдешь на занятия на улицу, когда +5°С и все – начинаются жалобы. Говорят, что дети болеют после этого. И из-за всего, что не нравится, родители будут жалобы директору писать, в школу из-за каждой мелочи звонить. Кто-то и дальше идет – в министерство звонят.

И что с этим поделать? Такая работа, такое время. Но, бывает, не понимаешь – делаешь вроде благое дело, а они не ценят. Но мы сами выбрали такую работу, нас не заставляли – «цени то, что есть».

Про работу

Вообще мне нравится моя профессия. Много хорошего тоже у нас в работе. Приятно смотреть, когда у детей получается, потому что научились. Это и эмоции, которые дети передают.


Учитель французского языка, г. Красноярск. Проработала в школе 2 года

Про видео

Мне очень жаль, что эта ситуация произошла. Мне жаль учителя, который представлен сейчас общественности именно так, именно в момент срыва. Хотя я уверена, что за 49 лет работы учитель отдала детям огромное количество любви, сил и здоровья. Однако этого никто не показывает сейчас. Мне жаль, что родителям, обнаружив видеозапись, не хватило мудрости и мужества пойти напрямую к учителю/администрации/директору и в прямом и честном разговоре выяснить, что конкретно произошло, и почему учитель так себя повел. И, исходя из беседы, прийти к определенным решениям и действиям. Я, честно, не понимаю, чего они хотели добиться, сделав это видео общедоступным. Мне жаль, что ребенок посчитал нужным снять именно момент, когда учитель кричит, но не снять, как вели себя дети до. Мы ведь не видим, что происходило, мы не видим что это за дети и каково их поведение.

При всем этом, я убеждена, что ни в коем случае нельзя оскорблять детей

Про детей

Дети очень разные. Я все-таки считаю, что дети добрые, искренние, интересные и открытые. Лично мои ученики в большинстве были именно такими. Но были и другие – озлобленные, делающие пакости исподтишка. Есть дети просто неуправляемые – без преувеличения. 

Я не могу судить, каких детей стало больше или меньше в сравнении с прошлым, мой стаж составляет всего 2 года. Но что я точно могу отметить, так это то, что многие дети невоспитанные. Они не видят границ в общении «взрослый-ребенок», не понимают, как можно себя вести, а как недопустимо. 

Воспитание – это прежде всего задача родителей. Во дворе, где я живу, я часто слышу маты от играющих в футбол или баскетбол подростков, а иногда и 9-10-летних детей. Они абсолютно не стесняются проходящих мимо взрослых. И где они берут образец поведения? В семье и в интернете.

Кстати, по поводу интернета: хорошо бы родителям иметь страницы в соцсетях, чтобы видеть что порой пишут и выкладывают их дочки и сыночки, а также контролировать информацию, которая поступает к их детям из сети. Все знают, что есть программы, которые блокируют недопустимый контент. Программы могут быть установлены на телефон, планшет или личный компьютер ребенка. Но как много родителей об этом заботятся?

Я старалась стать для детей другом, но это далеко не со всеми детьми работает. Некоторые при такой тактике перестают слушаться и учиться.

На учеников действительно непросто воздействовать. А основная мера воздействия сейчас – профилактические беседы. На некоторых учеников это не действует никак.

К сожалению, иногда и я кричала на детей. Были случаи, когда для меня было невозможно реагировать холодно и спокойно. Например, если я видела, что над кем-то в классе издеваются, я очень ругалась. Но я никогда никого из учеников не оскорбляла.

Про родителей

Не знаю, было ли это раньше, но сейчас работая в школе, все время есть ощущение, что ты что-то должен родителям, именно ДОЛЖЕН. Это слово витает в воздухе и давит. Мне кажется, образование успешно только при взаимодействии школы и родителей, а не в ситуации, когда родители – заказчики, а школа оказывает «образовательные услуги».

Мне жаль детей, родители которых изо всех сил стараются сделать из ребенка ударника или отличника. Важно понять, что у ребенка хорошо получается и что ему интересно, и делать упор на это. К остальным предметам просто подходить ответственно: выполнять домашние задания и стараться на уроках. Этого вполне достаточно.

Родители, как и дети, встречаются очень разные. Есть и прекрасные люди, которые находят время прийти и сказать спасибо, если благодаря твоему предмету ребенок стал более успешным и, например, выиграл серьезный конкурс.

Про учителей

На мой взгляд, в школах должны работать психологи не только для детей, но и для учителей. И педагоги не должны стесняться обращаться к ним за помощью и советоваться. А еще у учителя просто не должно быть такой невероятной нагрузки, тогда эмоциональное состояние будет в норме.

Честно скажу, у меня были такие моменты, когда руки опускались. У учителя невероятный спектр задач, которые невозможно выполнять вовремя и в полном объеме. При этом еще и очень маленькая зарплата. А еще учитель обязан учить всех, даже тек, кому это вообще не нужно.

Про работу

Поработав учителем, я на многое стала смотреть иначе. Например, я осознала, что профессия учителя является очень публичной. Ты встречаешь детей и их родителей на катке, в бассейне, на улице, в магазине – везде. И они очень удивляются, что ты обычный человек – рассматривают, что ты покупаешь, с кем ты идешь, что на тебе надето.

Воспоминания о школе у меня в основном приятные. Я много мероприятий посетила с детьми, часто принимали участие в конкурсах и фестивалях. Воспоминания яркие, веселые и красочные. А плохое я стараюсь забывать.

Если дети тебя полюбили, постоянно чувствуешь их тепло, энергию и положительные эмоции. Работа учителем – это творческая и интересная работа, которая не может превратиться в рутину, все время сплошные неожиданности. А когда твои ученики показывают результат, испытываешь невероятную гордость и ощущаешь, что твое дело важное и нужное.

А из школы я ушла из-за совокупности факторов. Работа отнимала почти все мое время и сил на дом и семью не оставалось. А еще было чувство постоянной усталости. Было обидно получать такую маленькую зарплату за тот объем работы, который выполняешь. Да и просто, мне захотелось работать только с теми детьми, кто этого по-настоящему хочет.


Кандидат педагогических наук, доцент СФУ Виктория Лутошкина

Про видео

Я не оправдываю такое поведение, но учитель тоже живой человек, он может испытывать разные чувства. Нельзя требовать от живого человека, чтобы он был роботом.

Вы представьте, каково этой женщине. И опыт такой, и есть же дети и родители, которые ей благодарны. Я уверена, что она профессионал.

Начальная школа отличается от других учебных заведений, потому что это «материнская школа». Учителю ведь приходится брать ребенка семи лет и сопровождать, выращивать его. Возможно вот эта погруженность, взаимосвязь учителя и ребенка тоже некоторым образом провоцирует подобное. Я не говорю, что учитель чувствует себя матерью ребенка и считает, что он может все что угодно. Но все равно, наверное, есть некоторый такой аспект. Все же в старшей школе есть возможность более дистанцироваться от детей.

Смотрите, какая интересная вещь происходит, когда человек попадает в беду: все стараются оценить его поведение, завести какое-то дело в СК. Никто не задумывается о том, была ли у учителя возможность на протяжении всех этих лет восстанавливаться: ходить на личностные тренинги, развивать свою компетенцию решения конфликтных ситуаций, ездить в отпуск, есть ли у нее возможность отдыхать, как она живет, почему работает.

Я бы себя ругала и ночами бы не спала, если бы – не дай бог – так бы пришлось сорваться. Но тут такая интересная ситуация: учитель же не может же фотографировать и снять детей. Вот если бы учитель, когда дети начинают хулиганить, снимал бы и выставлял детей – все бы очень удивились! Знаете, я тут подумала, что может ребенок это видео снял не только для защиты, не только для того, чтобы маме рассказать и пожаловаться, а может быть и для развлечения, в том числе.

Про родителей

Раньше школа всегда занималась образованием родителей, даже не образованием, а просвещением, с точки зрения того, как вести себя с ребенком, о чем говорить с ребенком, и вот здесь мы как раз потеряли какой-то момент.

Я отмечаю, что сейчас тенденция такая существует, что очень удобно кричать о проблемах, которые есть. При этом мало предъявляется требований к себе. Это касается всех, не только родителей. Человеческие и партнерские отношения нужно выстаивать.

Нельзя замалчивать переживания родителей, потому что эти переживания будут на всю жизнь. И через 20 лет они встретятся с учительницей и скажут: вы не так относились к моему ребенку. Согласитесь, ведь тоже проблемно.

Про учителей

Важно понимать, что такое для тебя карьера. Потому что во всем мире в качестве карьеры понимается не наличие денег, не звания, не погоны, а наличие собственной школы и учеников.

В школе это уже есть, казалось бы. Фактически я уже успешен, потому что у меня есть ученики. Проблема в том, что учитель начальной школы – он же особый учитель, ему может казаться, что дети его перерастают.

Вопреки стереотипам, у нас большинство педагогов очень интересные, успешные люди. Они успешны в профессии. В Красноярском крае очень много профессиональных конкурсов и вообще в крае серьезно строится работа с педагогами. Я бы не стала рассматривать школу как место успеха или не успеха людей. Просто у нас, видимо, эти истории, которые периодически случаются, они более эмоциональны, более яркие, и они перекрывают другие красивые картинки.

В российских школах часто можно встретить «возрастного» учителя – это человек опытный, и ничего плохого в этом нет. Когда мы с вами про начальную школу говорим – это особенно не вредит никому. Возраст – это не диагноз. Возрастной показатель не означает, что человек в маразме и не способен профессионально развиваться. Существуют разные аспекты, которые заставляют нас предвзято относиться к людям пожилого возраста как к педагогам и считать, что они неуспешны. Почему такое предвзятое отношение к возрасту – я не знаю.