Проект Новостей ТВК «Красноярск-Алма-Ата»: транспортная реформа

1210

14 июня


В новой серии проекта Новостей ТВК «Красноярск-Алма-Ата» расскажем, что такое транспортная реформа по-казахски и зачем каждому жителю города нужна специальная карточка. 

С легкой руки оператора автобус на улице Абая замедляет ход. От целой системы зависит движение всех транспортных средств в Алма-Ате.

8 лет назад здесь случилась транспортная реформа. Она длилась несколько лет. Полностью сменился автопарк – государство субсидировало перевозчиков и появилась новая развитая электронная система оплаты. Называется ОНАЙ – в переводе – простой.

Цена за проезд для всех пассажиров разная – есть и студенческие и льготные категории.

Для тех, у кого транспортная карта есть, проезд стоит 16 руб. на наши деньги. Для тех, у кого карты нет – 30 руб. Пополнить ее можно через любую платежку или с банковской карты.

Расплатиться можно ей не только в транспорте, но и в некоторых магазинах даже со скидкой. Создана система не только для удобства пассажиров, но и перевозчиков. Она отслеживает пассажиропоток и позволяет корректировать маршруты.

«Надо понимать, что транспортная реформа не делается за один день – к этому мы шли долго. В 2010 г. мы получили новый этап – внедрение новой электронной системы – это обеспечивает прозрачность системы.

Мы начали видеть, как ездит общественный транспорт, начали выявлять проблемы человеческого фактора, произошла эволюция – наше диспетчерская работает системой управления подвижного состава», – рассказал директор транспортного холдинга города Алма-Ата Садир Хамраев.


«Только система аналитики помогает обеспечить правильное направление потоков и маршрутную сеть транспорта. Нужно понять, куда и в какое время движется население. На сегодняшний день более 95% населения пользуются картами.

Здесь представлены льготные категории, которые работают, школьники, студенты, ветераны и пенсионеры. По каждой из этих категорий  мы знаем статистику на данный момент», – поясняет заместитель директора транспортного холдинга Владимир Смирнов.

Автобусы в Алма-Ате ездят по специально выделенным полосам. ПАЗиков нет. Автобусы вместительные и с кондиционерами. Пассажиры довольны. Не обидели и автолюбителей. Для них работают платные паковки – они располагаются буквально через каждые 200 м. Опыт, говорят в компании, перенимали у Краснодара. А залог успешной работы – диалог между мэрией – в Казахстане она называется акимат – и бизнесом.

«В любом деле никто не хочет платить, тем более это новый проект. На сегодняшний день штрафы эффективно работают, потому что мы работаем и с полицией и с частными судебными системами. Если бы они не работали, то и нам было бы сложно администрировать парковочные пространства», – говорит руководитель парковочного пространства Алма-Аты Мурат Бурамбаев.

Дороги там укладывают крупноформатным асфальтом. Ливневки начинаются с тротуаров и пересекают всю проезжую часть. Пешеходные переходы оборудованы «умными» светофорами.


А еще есть метро – небольшое, но уютное. Так считают местные жители. Но, говорят, строили его тоже долго – 20 лет. И в рамках транспортной реформы решили – метро быть.

Ну и самое европейская часть дорожной реформы – это велосипеды – в городе установлены 50 велостанций. Взять такой можно, оформив специальную клубную карту. Дальше все просто – поднести ее к велосипеду и забрать его. После катания оставить его можно на любой станции.

Небольшой совет – за получасовое катание денег с вас не возьмут, поэтому спустя 30 минут можно поставить велосипед на станцию, взять его заново и так ездить бесплатно.

В следующей серии расскажем о культурной жизни в Алма-Ате – национальном музее и об отдельной культуре – культуре еды.