Аэропорт через правильное место


22 июня 2015


Аэропорт через правильное место

19 июня стал известен победитель конкурса на право покупки контрольного пакета акций аэропорта «Емельяново». Компания «Красноярская ГЭС» предложила краевым властям максимальную цену и теперь не только станет обладателем акций, но и возьмет на себя ответственность решить одну из главных красноярских проблем современности - построить приличный пассажирский терминал. К концу 2017 года история одного аэропорта должна быть завершена. Но как окажется на самом деле? Дорогое удовольствие  Право на проведение Универсиады в 2019 годы получено, проекты нарисованы, планы подбиты. Если за судьбу спортивных сооружений переживать нет особо смысла, то вот с «воздушными воротами» в Красноярск как-то долго не задавалось.  Тем, кто хоть немного следил за ситуацией, было очевидно - идет большая подковёрная борьба за право обладать и строить. Во времена губернаторства Льва Кузнецова дело с мертвой точки не сдвинулось - оно и понятно: слишком много, кому обязан был Лев Владимирович и много, кому не мог отказать.  Пришедший на его место Виктор Толоконский за дело взялся всерьёз. И года не прошло, как в правительстве придумали честный способ выбора подрядчика. Было решено устроить конкурс на право покупки 51% акций «ЭРА Групп» - именно эта компания является управляющей аэропортовым хозяйством.  Начальная цена вопроса – 2 миллиарда рублей. Однако власти выставили условие: победитель будет обязан построить новый терминал до конца 2017 года. 
Изначально претендентов на участие в конкурсе было море. Но к сроку подачи заявки их осталось всего три. Это ПАО «Красноярская ГЭС», ООО «Емельяново-Инвест» и ООО «Аквамарин». Кто такие - чёрт его знает. Но ларчик открывался просто: просто всем известные бизнес-структуры заявились своими дочерними фирмами. Первая - подконтрольная структурам Олега Дерипаски и по сути является все тем же «Базэл Аэро». Вторая - подконтрольная ГК «Аэропорты регионов», которая в свою очередь входит в компанию «Ренова» господина Вексельберга. Ну и, наконец, третья - наши соседи - дублер компании «Новапорт» (принадлежит Роману Троценко). В результате рассмотрения заявок лучшее предложение оказалось у ПАО «Красноярская ГЭС». Сумма, которую готовы металлурги заплатить за пакет акций, составила 4,05 миллиарда рублей. Еще больше придется потратиться на строительство нового терминала. А оно подорожало еще до проведения самого конкурса. «Сейчас сложно сказать, во сколько обойдется инвестору строительство. Изначально мы оценивали его в сумму 5,5 миллиарда рублей. Сейчас в связи с происходящими событиями будет плюс 2 миллиарда рублей сверху, а может даже и больше. Там же все оборудование импортное. Но я напомню, что это только терминал. А еще же там будет вся коммунальная инфраструктура. Стоимость проекта изменилась достаточно сильно», - говорил в начале февраля в разгар кризиса министр транспорта края Сергей Еремин. Есть такие деньги у металлургов и насколько ответственно они подходят к делу в принципе? Поразмышлять здесь можно на простых примерах - красноярский аэропорт не первый, попавший в руки «Базэл Аэро».

Опыт   

Начнем с последнего - «Базэл Аэро» в аналогичном конкурсе победила во Владивостоке. Однако, как известно из открытых источников, деньги пока не выплачены. Стоит ли краевым властям напрягаться и ждать перевода месяцами или в Красноярске финансовых задержек не возникнет? Но самая большая неприятность металлургов случилась в Краснодаре. Неделю назад федеральные СМИ рассказали о возможной остановке полетов в аэропорту Краснодаре на несколько месяцев. Кроме того, эту информацию в конце мая озвучил назначенный ВРиО губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева в письме президенту Владимиру Путину. «По информации собственника, компании «Базовый элемент», в настоящее время функционирование аэропорта Краснодар находится под угрозой остановки вследствие нарушений сроков окончания работ по реконструкции и ненадлежащего текущего состояния аэродрома», - говорится в письме Кондратьева. Напомним, история в Краснодаре тянется с 2012 года, когда подрядчик «Базового элемента» зашел на объект для скорейшей его реконструкции. И теперь там ни толковой полосы, ни толкового управления, а лишь одни споры и суды. Ждет ли это Красноярск? Хотелось бы, чтобы нет. Очень хочется другого - чтобы в декабре 2017 года генеральный директор ПАО «Красноярская ГЭС», кем бы он ни был, горделиво держа в руках серебряные ножницы, разрезал красную ленту перед входом в новенький терминал. И хоть раз в Красноярске что-то большое и важное получилось не через одно место, а по-человечески и в срок.