Чек короче – тем лучше


29 июня 2015


Чек короче – тем лучше

Оборот розничной торговли продуктов питания и напитков с начала 2015 г. упал на 8%, сообщают в Красноярскстате; непродовольственных товаров – на 12%, услуг – на 8,8%. Красноярцы стали меньше покупать автомобили, фотоаппаратуру, ювелирные изделия и меха. Больше теперь экономят на свежих овощах, фруктах, мясе, рыбе. Из услуг – на путешествиях и медицине.

Деньги год назад и сегодня

На снижение потребительского спроса влияет, в первую очередь, инфляция. Большинство красноярцев уже не могут позволить себе товары, которые покупали год назад. Инфляция в 2014 г. была существенно выше значений прогнозов Центробанка – около 11%. В годовом эквиваленте с начала года резкий рост произошёл на уровне 15-16%. Чтобы получить чек прошлого года по многим товарным группам нужно отнять 20-30%. При этом, по мнению экспертов, реальные зарплаты снизились.

Сегодня красноярец идет в магазин и берет продукты на 1000 руб., а фактически покупает на 700 руб.


Жизнь взаймы

Отчасти потребительский спрос стимулировался потребительским кредитованием: бытовая техника, ремонт в рассрочку, гаджеты, использование для расчета в магазине кредитной карты. Сегодня банки урезали кредитные лимиты, а ставки подняли. Если покупатель идет в магазин и рассчитывает потратить 10 тыс. руб. – доступная сумма может оказаться меньше, а ставка, которая раньше могла составлять 25%, сегодня окажется 35%.

«Дошло до того, что люди стали меньше ездить на машинах: из-за дороговизны бензина они пересаживаются на общественный транспорт. С мяса переходят на птицу: она доступнее. Тут повлиял еще факт эмбарго – продукты, которые были раньше общедоступные, сейчас по высокой цене, а некоторые исчезли с российских прилавков».   

Финансист Дмитрий Зотов

Ешь, молись, катайся
 
Бензин и продукты - то, на что сегодня уходит большая часть дохода. По словам Романа Гольдмана, генерального директора ЗАО «Сангилен+», нефтяникам «на это наплевать»: снижение зарплат в Красноярске бизнесменов волнует мало. Только за последние месяцы бензин подорожал на 6 тыс. руб. за тонну: 

«Производители топлива видят, что потреблять мы стали меньше - а зарабатывать они хотят столько же. Они просто взяли и пересчитали формулу в другую сторону: теперь они продукта производят меньше, но продают дороже. Плюс к тому, доллар вырос, и тот, кто работает на экспорт - получает выручку больше, теперь это выгоднее. Спрос, конечно, стал меньше - это тенденция по всей стране».



 - Может, красноярцы теперь больше ездят на автобусах? Или перешли на другую марку топлива?

- Перешли. Красноярцы перешли на велосипед. 

В сфере продуктов питания всё еще сложнее. Директор по маркетингу сети «Командор» Дмитрий Полуянов утверждает: позиций в чеке стало меньше. При этом денежная сумма в нём остается на уровне прошлого года. Красноярцы пытаются сохранить свои расходы в привычном диапазоне, но товары подорожали, и люди физически стали покупать меньше.



Отказываются, в первую очередь, от премиальных товаров и продуктов не первой необходимости: элитный алкоголь, пиво. По мнению экспертов, в кризис вообще меньше пьют, либо покупают дешёвое спиртное. Внутри сегмента покупатели переходят на другие марки товаров (по более низкой цене), но стараются подбирать продукты со схожими характеристиками. При этом доля продаваемых товаров по акциям заметно растет. 

«Многие магазины, чтобы сохранить списание испортившихся фруктов, продают их с 50% скидкой. И есть категории людей, которые готовы закрыть глаза на нелицеприятный вид и купить такой продукт. В итоге экономят все». 

Директор по маркетингу сети «Командор» Дмитрий Полуянов

Бизнес идет на уступки

В крупных торговых центрах посетителей меньше не стало, утверждают специалисты рынка. Спрос на одежду, обувь, косметику не упал как в сегменте масс-маркет, так и в премиум-сегменте. Однако, среди представителей бизнеса стала более яркой тенденция к привлечению покупателей с помощью специальных предложений. 

«Посетители охотно пользуются возможностью приобрести что-то с большей выгодой или по сниженной цене. Две недели назад мы объявили распродажу весенне-летних коллекций, и факт скидки в 30-50%, безусловно, играет важную роль при принятии решения о покупке. Но нельзя безапелляционно считать это «влиянием кризиса». В Москве и Санкт-Петербурге практика дожидаться первого этапа распродажи прежде, чем совершить покупку, распространена уже последние 8-10 лет: это просто разумный способ сохранить бюджет», - Олеся Лабунская, координатор по связям с общественностью ТРЦ «Планета».



В сфере общепита ситуация сложнее, отток посетителей чувствуется остро, а средний чек сократился вдвое по сравнению с прошлым годом - до 600 руб. Новые заведения, открываясь, рассчитывают именно на такую прибыль. Красноярский ресторатор Владимир Владимиров отмечает, в сложной финансовой ситуации, которая складывается сегодня, самое прибыльное - это общественные столовые и небольшие кафе. 

«Открываться сейчас было вообще очень сложно, рискованно. Экономить приходится, например, на рекламе. Хотя она уже и не эффективна - красноярцы не готовы и не могут тратить больше. Я сейчас был на заседании (комиссии Горсовета - прим. ред.), там называли очень высокие цифры по сокращению персонала. Так что у людей правда нет денег. В итоге, самое прибыльное сейчас - это столовые, что-то доступное для горожан, где чек 200-250 руб. Какие-то антикризисные меры тут сложно предпринимать, экономисты говорят: нет смысла тратить средства. В период провисания они не дают результата, только расходы увеличиваются. Вот сейчас, в жару, летние веранды привлекают посетителей», - красноярский ресторатор Владимир Владимиров.

Деньги дороже красоты

В сфере медицины и спорта тоже чувствуется напряжение. Красноярцы перестали обращать внимание на эстетику и переключились только на необходимое. Да и там умудряются экономить. 

«Цены-то задирать уже некуда, покупатель их не переварит. Люди просто стали отказываться. Например, SPA по 5 тыс. руб, массажи, косметологи - люди вынуждены перестать ходить, делают по минимуму для здоровья или просто в домашних условиях. Да и бизнесу не легче: материалы-то дорожают. Зубные пломбы стоили 5 тыс. руб., сейчас - 15 тыс. руб.. Понятно, можно потерять посетителей - они пойдут туда, где дешево», - врач высшей категории  Михаил Требин.

В аптеках - тоже рост цен на лекарства. И, похоже, тут сэкономить не получится: дорожают как отечественные, так и зарубежные позиции. 

«Люди по-прежнему предпочитают качественные импортные препараты дешёвым отечественным. Но нарастает проблема с импортными лекарствами. Вместе с тем, отечественный производитель увеличил их стоимость. Например, вакцины стали дороже с начала года более чем в два раза. Цена растет ежеквартально», - Максим Терскихдиректор клиники «Семья и здоровье» .

В интернете популярны списки медицинских товаров, на которые существуют дешевые аналоги, а также различные домашние рецепты скрабов для тела и масок.