Красноярские парковки отметили двухлетие: итоги работы


19 марта

Юлия Мовшович


Летом в Красноярске закроют часть платных парковок в центральной части города. Их будут ремонтировать вместе с дорогами. А это значит, что припарковаться в центре станет еще сложнее. Власти предлагают альтернативу – пересесть всем на автобусы. Потому что по-другому передвигаться будет невозможно. С такими результатами проект платных парковок подошел к своему двухлетию.

«Воскресные новости» ТВК разбирались, что изменилось за это время.

Зоя Владимировна – обычный продавец газетного киоска. Уже два года она гоняет водителей у своей торговой точки, которые так и норовят припарковаться у витрины с прессой.

Сейчас это островок, где нет ни эвакуатора, ни знаков – большая редкость в городе. Пустым бесплатное место никогда не бывает.

«Говорю: "Молодые люди, пожалуйста, здесь не паркуйтесь! Вы загораживаете переход". И каждый раз становишься плохим человеком», – рассказывает продавца газетного киоска Зоя Комисарова.

В это же самое время на платной парковке Площади Революции пусто.

За два года здесь произошел «прорыв» в сервисе. Появилось ленточное ограждение, вместо положенного шлагбаума. И два смотрителя. Один выдает чек на въезде, другой проверяет оплату на выезде. А рядом – паркон – один из трех, что так не хватает в городе.

Вместо того, чтобы фиксировать нарушителей правил стоянки, которые не платят, специально оборудованная машина служит местом обогрева для работника платного паркинга.

Альтернативы не стало 2 года назад. Когда в апреле 2015 г. в Красноярске запустили амбициозный проект платной городской парковки. Мэрия выступила единственным заказчиком услуги и заключила контракт с компании «Инфоком». Частный бизнес на муниципальной земле должен был заработать в полную мощность за первых три месяца по следующему принципу.

1,5 тыс. парковочных мест, не менее 42-х паркоматов, принимающих, в том числе, и наличные деньги, датчики занятости или не меньше 79 видеокамер для наблюдения за парковками.

10 автомобилей, фиксирующих нарушение парковки: в том числе, стоянка, там, где это запрещено, парковка на полосе, выделенной для общественного транспорта, фиксация времени стоянки.

За два года мы имеем: 1 тыс. 422 парковочных места, ровно 42 паркомата, не принимающих наличные, 11 камер видеонаблюдения вместо 79, три паркона. О том, что проект не доведен до ума, кажется, понятно всем. Но за некачественную услугу с красноярцев продолжают брать деньги – 30 руб. в час.

Недавно даже губернатор края высказался по этому поводу.

«Только у нас может называться парковкой огороженная земля. Парковка – это когда все заасфальтировано, все размечено. Охрана, туалет. За это можно брать деньги. А если оградили кусок земли – деньги брать нельзя. Это незаконное предпринимательство. Это неправильно», – считает губернатор Красноярского края Виктор Толоконский.

Конечно, городские власти, потом скажут, губернатор имел в виду совсем не эти платные парковки, а какие-то другие. Но по тем требованиям, которые губернатор назвал, очевидно, что этим требованиям проект платных парковок не соответствует.

С молчаливого согласия городских властей бизнес не торопится что-то менять.

Процент оплаты часов парковки остается стабильно невысоким, немногочисленные штрафы наполовину неоплаченными. А рекламные кампании – провальными.

Например, водителям предлагали платить за парковку в центре и обедать со скидкой в 60 руб.

«Мы решили сделать такой бонус гостям, что они приезжают к нам на обед и мы этот час или два оплачиваем парковку. По пальцам руки можно было пересчитать этих гостей. Поэтому проект оказался малоэффективным», – рассказал директор винного бистро «Пробка» Евгений Пономарёв.

Но основная задача парковок – не сбор денег, а упорядоченность движения и увеличение пропускной способности центральных улиц.

На этом настаивали и настаивают в мэрии. Уже через полгода после запуска проекта, мэрия отчиталась: скорость движения увеличилась на 13%.

Но достоверно расчеты проверить невозможно. Специально для «Воскресных новостей» ТВК такой анализ провела компания «Яндекс».

Согласно этим данным, на ул. Карла Маркса и пр. Мира изменения по скорости минимальны – от 1% до 3%. А это значит, что на пр. Мира и ул. Карла Маркса решение властей по демонтажу карманов было бесполезным.

Что касается ул. Ленина, то там время проезда уменьшилось в среднем на 11%.

«Специалисты "Яндекса" проанализировали движение в центре города, посмотрели, каким оно было до изменений в феврале 2015 г. и уже после. Есть какие-то отдельные улицы, на которых ситуация чуть-чуть поменялась. Но в целом говорить о том, что произошли какие-то кардинальные перемены с движением в центре города, к сожалению, мы не можем.

Стоит отметить пр. Мира – участок от ул. Каратанова до ул. Профсоюзов. Здесь произошло сокращение времени проезда этого участка. В среднем за день оно уменьшилось не намного: на минуту. Однако в утренние часы и часы пик, улучшений нет.

Еще могу отметить ул. Ленина, тот участок, который от ул. 9 января до ул. Вейнбаума. Здесь в течение всего дня мы видим, ситуация с движением происходит чуть быстрее. Это улучшение всего лишь на полминуты», – рассказала «Воскресным Новостям» ТВК руководитель региональных коммуникаций компании «Яндекс» Ольга Молодан.

Еще на 20 секунд выросла пропускная способность на ул. Сурикова от пр. Мира до ул. Ады Лебедевой.

На минуту быстрее мы стали проезжать по ул. Перенсона. И самой показательной стала ул. Кирова, на всей ее небольшой протяженности.

Еще в феврале 2016 г. у водителей уходило на 6 минут больше, чтобы преодолеть этот участок, чем сейчас. В центре мониторинга дорожной ситуации спешат перевести это в цифры.

В среднем за два года автобусы прибавили хода на 1,5 км/ч. Средняя скорость личного автотранспорта, по данным чиновников, увеличилась с 8-10 км/ч до 15, а то и 20 км/ч. Но если проезжать по центру и стало быстрее, то найти парковку остается основной проблемой для большинства водителей. Летом будет еще сложнее. На ремонт закроется добрая половина платных парковок.

«Будут приезжать на автобусе. Как бы это не звучало смешно, заторы мы прогнозируем, и первое время достаточно большие, пока водители сами не поймут, что он приедет на работу с опозданием в 3 часа. Будет большая проблема с парковой. Поставишь – увезут. Водители опытным путем к этому придут», – говорит начальник отдела мониторинга улично-дорожной сети МКУ «УДИБ» Игорь Воевалко.

За это красноярцы получат отремонтированные парковочные карманы, с новой разметкой и водостоками. И все. Других изменений в проекте платных парковок пока не предвидится. Потому что и задачи какой-то конкретной выраженной в цифрах или прогнозах нет, отметили в центре мониторинга улично-дорожной сети.

«Воскресные новости» ТВК хотели спросить представителей «Инфокома», как они видят дальнейшее развитие платных парковок в центре. Куда будут двигаться дальше?

Дмитрий Вилков обещал подумать над комментарием, но потом перестал отвечать на звонки.

В администрации города также пояснили, что все вопросы к инвестору. Им добавить нечего.