Светлана АЛЁХИНА: «У нас в стране нет необучаемых детей»

2240

24 сентября


В программе «После новостей» директор института инклюзивного образования Светлана Алёхина рассказала о проблемах в этой сфере и о том, почему многие еще не готовы принять, что в классе будет учиться особенный ребенок.

По данным на 1 января 2018 г. в Красноярском крае 12 тыс. 344 детей-инвалидов. Концепция инклюзивного образования заключается в том, что образование доступно для всех, независимо от диагноза. Однако пока не все российские школы готовы к таким изменениям.

«Обычная, типовая российская школа на сегодня не готова сказать, что может принять любого ребенка. Для этого нужны очень серьезные факторы, которые определяют инклюзивность этой школы: подготовленные кадры, специальные условия, доступность среды и дедактика и деньги. 7 лет, которые прошли после законодательного закрепления инклюзивного образования – это очень маленький этап. Нельзя снимать со счетов, что есть успешные инклюзивные практики. Есть по-настоящему инклюзивные школы, которые в практике, своих культурно-ценностных основах удерживают принципы инклюзии. У таких школ нужно учиться», – считает директор института инклюзивного образования Светлана Алёхина.

Создать условия под любого ребенка – задача школы, говорит эксперт. Для того, чтобы школа предоставила такие условия, нужны деньги. Но, в то же время, важна квалификация людей, которые работают в школе, их профессионализм и желание.

Российская образовательная система привыкла к типовым программам, которые подходят для обычных детей. Чтобы изменить подход к образованию, нужен ни один, ни два и даже не семь лет практики. Одна из важнейших проблем инклюзии – принятие родителями обычных детей того, что в классе будет учиться особенный ребенок.

«Это очень сложный путь принятия человеческого разнообразия в человеческом обществе. В личном опыте родителей чаще всего не было таких детей. Мы выросли в другом обществе. Принципы инклюзии 20 лет назад не были популярны для обсуждения, не говоря уже о законодательном закреплении. Сейчас это обычное дело. Инклюзия – это социальная идея, она развивается в обществе, прежде всего, и вместе с этим приходит в школу – среду, где формируется будущее», – рассказала Светлана Алёхина.


В целом, развитие инклюзивного образования зависит от родителей особенных детей, которые должны думать о будущем своего ребенка. Инклюзивное право – это право родителей.