Руководитель агентства по туризму Красноярского края рассказала о мерах поддержки туристического бизнеса

768

30 июля


Туристическому бизнесу Красноярского края помогут – такое решение приняли в правительстве региона. На поддержку выделят 56 млн. руб. Это много или мало? А главное: так власти хотят помочь продержать турбизнесу на плаву или в этом есть какая-то стратегия, и эти деньги будут использованы для того, чтобы туристический бизнес края все-таки начал развиваться? Эти вопросы в программе «После новостей» обсудили с руководителем агентства по туризму Красноярского края Юлией Верхушиной.

56 млн. руб. на помощь туризму делятся на две суммы: одна часть станет субсидиями, которые помогут бизнесу выжить, а другая – гранты, ориентированные на развитие.

«На субсидии туроператорам и турагентствам выделено чуть более 36 млн. руб. Когда началась пандемия коронавируса, их работа была фактически остановлена. Как и многие компании они были обязаны платить банковские платежи, аренду и нести другие обязательства. Первая субсидия позволит возместить затраты. Это серьезное количество компаний: 43 туроператора и почти 400 турагентств. Эти компании обязательно должны заниматься реализацией местного продукта», – подчеркивает Юлия Верхушина.

Вторая мера – гранты на развитие внутреннего туризма, направленные на предпринимательские инициативы.

«Это может быть не только турфирма, а какая-то гостиница, заимка или организация, которая занимается турами. Гранты – это невозвратные средства. Я думаю, это действительно хороший стартовый капитал либо часть средств, которые можно вложить в проект», – говорит Юлия Верхушина.

Агентство по туризму готово финансировать покупку какого-то оборудования (лодки, катамараны или т.д.), строительство глэмпингов, кемпингов либо улучшение материально-технической базы, развитие маршрутов, появление навигации, дополнительных троп.

«Также можем финансировать рекламные кампании – если вы планируете продвигать наш регион, мы тоже готовы в этом помочь. Средства можно направить и на дезинфицирующие средства – мы понимаем, что есть компании, которые серьезно к этому относятся», – уточнила эксперт.

Так, если компаниям будут выделять максимальную сумму – 500 тыс. руб., то поддержат порядка 40 организаций. По мнению Юлии Верхушиной, суммы все-таки будут разными, и агентство ориентируется на помощь 40 организациям в начинаниях в сфере развития внутреннего туризма.

Часто, когда власти что-то придумывают, внешне это выглядит хорошо, но позже выясняется, что эта помощь не совсем подходит отрасли. Агентство по туризму Красноярского края консультировалось с представителями туристического бизнеса.

«У нас была "горячая линия", мы круглосуточно принимали вопросы. Конечно, когда пандемия только начиналась, в марте была полная паника. Ближе к летнему сезону все расслабились и увидели, что спрос на продукты увеличивается.

Когда консультировались, были идеи, которые мы не смогли поддержать, например, в связи с Бюджетным кодексом. Или у нас был долгий спор относительно гостиниц. У нас есть маленькие гостиницы, которые долгое время простаивали. Как поддержать гостиницы при том, что мы понимаем, что некоторые были выкуплены как обсерваторы, в некоторых жили вахтовики, некоторые базы отдыха могли работать? Были меры, которые предлагались, но мы не могли справедливо распределить это. Те меры, которые получилось утвердить, они действительно выстраданы нами вместе с бизнесом», – считает руководитель агентства по туризму.

К слову, гранты – идея бизнесменов. Часто грантами поддерживаются некоммерческие организации, а гранты для бизнеса непринятая норма. По мнению Юлии Верхушиной, эта мера будет пользоваться спросом.

«У нас даже есть такой показатель. Когда мы объявили субсидии на возмещение, на следующий день люди принесли документы. Не думаю, что по грантам мы завтра будем ждать какие-то заявки. Мы принимаем заявки до 10 сентября. Думаю, по старой русской традиции, документы принесут в последний момент, но количество звонков подтверждает интерес к этой теме», – отмечает Юлия.

Из-за пандемии коронавируса туристы стали путешествовать по Красноярскому краю. Однако уровень не соответствует ожиданиям людей. Соседний Алтай гораздо более бедный регион, но уровень сервиса и гостиниц не сравним с Красноярским краем.

«Первое, что надо понимать: Алтай и Красноярский край имеют абсолютно разные исторические и экономический вводные. Мы – промышленный регион и туризмом особо никогда не занимались, поэтому между нами пропасть. На Алтае не так много сфер экономики, которые являются двигателями региона. Для них туризм – один из ключевых приоритетов, который на протяжении многих лет является существенной часть бюджета.

В Красноярском крае есть очень хорошие предпосылки для развития туризма, поэтому нужно за максимально короткое время заполнить пробелы. Очевидно, что сейчас туристы не получат того сервиса и инфраструктуры, которые они должны получать. Это замкнутый круг: нет потока – у бизнеса нет средств на улучшение сервиса. Сейчас жители края и соседних регионов поехали на наши курорты, и бизнес понимает, что для того, чтобы удержать этот интерес, необходимо повышать качество сервиса», – отвечает глава агентства.


Развитие туризма должно быть совместным делом бизнеса и власти, считает Юлия Верхушина. Как показывает практика, его невозможно развивать сверху. Если сами предприниматели вкладывают душу, то это имеет очень большой потенциал к развитию. Здесь государство должно помогать и с дорогами, и с сетями, или, например со снятием каких-то административных ограничений, уточняет эксперт.

«Период, когда границы закрыты, сработал на то, чтобы люди присмотрелись к Красноярскому краю. Интерес есть. Есть и очень интересные предложения это Ергаки, которые сопоставимы по красоте с Алтаем.

Если говорить про конкурентные места, в Красноярском крае одни из самых красивых арктических зон. Там туризм никогда не будет массовым и дешевым, на это есть объективные причины. Может быть, это не должно быть дешево, но должно быть достойного уровня. К этому стоит стремиться.

Река Енисей. Мы привыкли видеть ее на набережной Красноярска. История с Енисеем с точки зрения туризма пока еще недораскручена. Хоть раз пройтись по Енисею было бы интересно каждому красноярцу. Это возможность не только увидеть очень разную природу, но и очень разных людей, очень разные истории. В этом году у нас пошел теплоход «Максим Горький». Сейчас обсуждается приход еще одного теплохода, помимо тех двух, которые строятся в Санкт-Петербурге», – рассказывает специалист.

По прогнозам Юлии, через 10 лет туризм в Красноярском крае разовьется до достаточно хорошего уровня – появятся доступные маршруты и качественный сервис. Через 5 лет будут точечные предложения неплохого уровня. Это не будет массово и дешево, но это будет хорошее сочетания цены и качества.