«Грамотность – не только умение складывать буквы в слова»: искусствовед Ольга Синицина о роли библиотек и музеев в современном обществе

787

18 марта


Давно ли вы были в библиотеке? О библиотеках, их развитии и о том, во что они могут превратиться в современном мире – в программе «После новостей» поговорили с искусствоведом, независимым экспертом по библиотечному и музейному развитию и международному культурному сотрудничеству Ольгой Синицыной.

Ольга Синицына приехала в Красноярск как руководитель и ведущая семинара «Нова роль библиотек в образовании», который проводит Фонд Михаила Прохорова. Семинар проводится для библиотекарей и музейщиков из г. Красноярска и Красноярского края, Иркутской области, Республик Бурятия, Тыва и Хакасия.

Ольга Синицына уверена, что современность убила ту неприятную атмосферу с «постоянными запретами и высокомерными пыльными тетеньками в чулках и синих халатах».

«Я удивлена, что в Красноярске задают такой вопрос, потому что Алексей Михайлович Клешко, Геннадий Леонидович Рукша и я, можно сказать, участвовали при рождении замечательного проекта модернизации красноярских библиотек. К нему можно по-разному относиться, там есть, над чем работать и куда его двигать. Сейчас он вполне успешно развивается», – утверждает искусствовед.

По словам Ольги, проект вдохновил национальный проект создания модельных библиотек в разных местах, дав понять, что современному человеку есть из чего выбирать и куда пойти.

Важную роль в развитии культурной сферы жизни играет Фонд Михаила Прохорова, который поддерживает различные инициативы. Есть несколько конкурсных направлений и тематических блоков, которые поддерживает фонд разными способами. Один из них – книжная культура. В рамках этого тематического блока есть программа, которую жители города прекрасно знают – это Красноярская ярмарка книжной культуры. К сожалению, в прошлом году она была онлайн, но я очень надеюсь, что в 2021 г. все пройдет уже вживую.

В рамках этой же программы проходит грантовый конкурс о роли библиотек в образовании:

«Выделяются грантовые средства для проекта, а проект всегда – инновационная деятельность, которая связана с движением вперед, к чему-то малоизвестному, новому, важному не для самих библиотек, а для общества, для людей. В этом главный стержень этого конкурса. Фонд поддерживает не библиотеки, а людей. И еще один момент, не могу в Красноярске про это не сказать, после каждого КРЯККа Фонд выделяет много миллионов на закупку лучших книг от КРЯККа для библиотек Красноярского края».

Искусствовед отметила, что правительство и администрация города тоже увеличили размер денежных потоков для вложения в комплектование библиотек, понимая важность наличия новых книг в библиотеках.

Сейчас книги все больше и больше переводятся в цифровой формат. Ольга считает, что это очень сложный процесс:

«Хорошо, что многие издания переводятся в цифровой формат. Это расширяет доступ к ним для тех людей, которые физически не могут поехать в библиотеку. И снимает проблемы неравенства доступа к информации. Это важнейшая проблема. Другая проблема – неравенство к разным типам грамотности. Грамотность – не только умение складывать буквы в слова, а слова в предложения, но еще и понимать их смысл».

Что касается бумажных книг, то про их смерть говорят уже 20 лет. Сначала их хотели переводить на диски. Потом появлялись и другие слухи, но Ольга уверена, что положение книг гораздо лучше:

«Я знакома с опытом наших коллег, партнеров, которые немного в библиотечном развитии идут впереди и задают планках связи с социальными проблемами с жизнью социума во всех проявлениях. В этих странах практика показывает, что библиотеки полны народом, в них читают книги».

Во время пандемии люди стали сыты цифровыми технологиями и были рады постепенно возвращаться к привычному образу жизни. Книжки – кладезь того, что может здорово сподвигнуть к общению в настоящем мире.

Во ходе разговора об онлайн-образовании Ольга признала, что дистанционное обучение имеет много преимуществ, но не дает тех эмоций, которые можно получить в стенах учебного заведения.

«Я могу сказать, как преподаватель, что у обучения онлайн очень много преимуществ. Мы никогда не могли получить такое количество иностранных участников на конференциях, научных собраниях, форумах и курсах, потому что это было бы очень дорого. Кроме того, желающим было тяжело приехать. Преподавание онлайн может быть чрезвычайно эффективным, но оно лишено одного – энергетического контакта между преподавателем и студентом или школьником, потому что все-таки в процессе преподавания энергетический обмен занимает очень большое место. Я, как преподаватель, который очень любит студентов, вижу их лица на картинках в Zoom. Обычно я от них подпитываюсь, а они от меня. А тут я чувствую полное энергетическое опустошение».

Ольга выступает за баланс и гармонию и считает, что нужно относиться к современным технологиям как к инструменту, а не как самоцели.

«Очень многие, к сожалению, преувеличивают их значение, потому что делают их целью. В нашем конкурсе довольно часто встречаются проекты, в которых коллеги говорят "ой, купите нам техники всякой – тогда все станут счастливы". Не станут, если вы эту технику никаким содержанием не наполните. Если вы ее не примените интересно и вдохновляюще».

В конкурсе со своими образовательными программами и с включением своих библиотек в публичный доступ принимают участие и музеи.

У нас на семинаре, который связан с музейными проектами и который, наконец, дозрел до того, что их библиотеки – это такое же достояние народа, как и их музейные коллекции. Если людей не допускают до музейных коллекций, то странно не допускать до книжных собраний – особенно до научных библиотек.

«В период пандемии, когда отсутствие помещения перестало иметь значение, абсолютно все стали равны. Есть связь, клавиатура, монитор, то ты уже можешь что-то делать. У нас на КРЯККе была очень хорошая программа, которая как раз о том, что музеи могут прорваться и исполнять свои социальные роли. Библиотеки работают с тиражными изданиями, экземпляры которых за редким исключением могут быть еще где-то предназначены для такого утилитарного использования. Это могут быть прекрасные высокохудожественные издания, но это предназначено для того, чтобы этим пользовались. Музеи отличаются тем, что это подлинники. Если музей не уникальный, то значит это не музей, потому что музей по природе своей имеет дело с уникальными артефактами», – добавляет Ольга.

На фоне других регионов ситуация в Красноярске выглядит хорошо – в городе есть национальные лидеры из музейных руководителей.

«Красноярск для Фонда Прохорова невероятно важная территория и мы здесь собираемся запустить еще один замечательный проект под названием "Локальные истории". Он будет очень скоро и, надеюсь, станет любимым и востребованным», – сообщает искусствовед.

Запуск нового проекта должен произойти в мае 2021 г. На сегодняшний день в Красноярском крае 1142 муниципальных библиотеки, включая: 93 детских, 150 городских, 929 сельских.


Напомним, что Музейном центре «Площадь Мира» проходит фотовыставка «Настроение эпохи. ХХ век глазами Родченко и Лагранжа». Это портрет времени: кричащая Лиля Брик, трогательное советское детство и разруха начала 90-х. А еще это ответ на вопрос, почему в Instagram сейчас мы снимаем так, как снимаем. Редакция «ТВК Красноярск» прошлась по музейным залам и составила подробный гид по выставке.


Теперь зрители ТВК, самого цитируемого СМИ в Красноярском крае, могут поддержать редакцию не только лайками и подпиской в соцсетях. На главной странице сайта появился раздел «Поддержать ТВК». Он для тех, кто хочет сделать свой личный вклад в развитие независимой красноярской журналистики.