«Никто из представителей власти не сказал, что что-то не так»: директор театра Вахтангова о спектакле «Война и мир» в Красноярске

1638

5 июля


ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Красноярске прошли гастрольные спектакли театра Вахтангова в рамках фестиваля «Театральный синдром». Главная постановка – «Война и мир» литовского режиссера Римаса Туминаса, который после начала спецоперации покинул Россию, а после был лишен правительственной премии. В программе «После новостей» поговорили с директором театра имени Вахтангова Кириллом Кроком том, как спектакль восприняли зрители до и после 24 февраля, как отреагировали на ставшее провокационным название российские власти и что происходит в труппе после отъезда худрука.

В завершение «Театрального синдрома» при поддержке Фонда Михаила Прохорова открылась выставка театра Вахтангова, который приехал со спектаклями на фестиваль. Красноярцы смогут посетить культурную локацию в музее Сурикова даже после окончания «Синдрома» – она будет работать до конца июля.

«Выставка посвящена столетней истории театра Вахтангова и сделана вся из запасников нашего театрального музея. Мы решили щедро поделиться с людьми тем, что мы почти целый век собирали. Многие-многие поколения, которые работали в музее, все бережно сохранили. И теперь у нас есть такой проект, что в каждый город, куда мы приезжаем на большие гастроли, мы обязательно договариваемся с музеями и привозим свою выставку. Там есть костюмы великих артистов, реквизит, мебель, печатная продукция, старые программки, личные вещи Вахтангова, Бориса Щукина, Ланового, Этуша, Яковлева.

Выставка будет некоторым эхом театра Вахтангова даже после того, как труппа уедет».

По словам директора театра, в августе выставка на короткое время вернется в Москву, а потом поедет дальше по городам.

Главным спектаклем театра Вахтангова, который увидели красноярцы на «Театральном синдроме», стала относительна новая постановка Римаса Туминаса «Война и мир» – она появилась в афише в ноябре 2021 года. Однако с февраля 2022 года, на фоне внешнеполитических событий название стало еще более громким и актуальным. На вопрос, каково это, сейчас выходить на сцену с такой работой, Кирилл Крок отвечает, что в спектакле нет ничего, что бы театр допридумывал за Льва Толстого.

«Это наша классика. Она наоборот показывает, что в нашем мире уже все было и спектакль Римаса Туминаса на самом деле не о войне, а о мире, о боге, о семье, о взаимоотношениях людей. Тогда мы об этом не думали, но спектакль, можно сказать, опередил ход истории в нашей стране».

Директор театра отмечает, что после начала спецоперации зрители иначе стали воспринимать спектакль.

«Особенно третье действие, где идет антивоенный монолог о том, что любая война заканчивается миром. Конечно, зрительский зал стал совершенно иначе на это реагировать. И слушать, и вдыхать, и внимать, и рефлексировать, реагировать на то, что происходит на сцене».

Несмотря на то, что некоторые великие цитаты сейчас, после 24 февраля звучат двусмысленно, и не каждый человек решится их произнести в быту, опасаясь последствий, никто из представителей власти, которые были на спектакле, не сказал, что что-то в нем не так, отмечает директор театра.

«Наоборот всячески говорят: “Господи, какой своевременный спектакль, в хорошем смысле современный”. О человеке, о любви, поэтому никогда не было ничего, никто к нам не обращался. Я думаю, что мы должны воспринимать его как часть искусства».

Сами актеры труппы признаются, что театр Вахтангова для них как семья, а Кирилл Крок ко всем относится по-отечески. Директор объясняет эту магию внутри коллектива многолетней историей театра и любовью к своему делу.

«Мы стараемся быть семьей, дарить нашим зрителям радость, чтобы они выходили из зрительного зала, обдумавши, чтобы они приходили не только посмеяться, но и поразмышлять. Как говорится, до спектакля люди в театре – это толпа, а после – всегда народ. Вот это единение сцены и зрительного зала на энергетическом, духовном, интеллектуальном уровне происходит – это самое важное. И вы знаете, театр Вахтангова никогда не обманывал своего зрителя – мы очень бережно относимся к тем, кто приходит к нам».

Но членами этой большой семьи остаются и те, кто временно покинул труппу, подчеркивает директор. Так, например, худрук театра, режиссер «Войны и мира» Римас Туминас, который в апреле покинул Россию из-за угроз его семье в Литве.

«Никуда из нашей большой семьи он не девается, он с нами, даже если физически его сейчас нет с нами в Москве, он в сердце и душе каждого человека. Потому что этот человек за 15 лет перевернул театра Вахтангова, и то, что сейчас называем театр лучшим в России – это прежде всего заслуга Римаса Туминаса. С его спектаклями мы объездили весь мир.

Кроме того, на момент 24 февраля по состоянию здоровья Римас Туминас уже не был художественным руководителем театра, он гражданин иностранного государства. Он никогда никаких официальных политических заявлений не делал.

Напомним, что в мае 2022 года российские пранкеры позвонили Римасу Туминасу в Литву и, представившись министром культуры Украины, «разыграли» режиссера. Известно, что в разговоре с ними он согласился поставить спектакль о Степане Бандере.

«Какие-то люди себе позволили записать, подчеркну, частный разговор с не совсем здоровым человеком [Прим. ред. – Римас Туминас болен раком] по телефону и продать его на Telegram-каналы, сделать черный пиар. А потом и обвинить человека, который для русской культуры сделал намного больше, чем он в ночном разговоре наговорил по телефону».

Позже Римас Туминас заявил, что разговор «смонтировали». Отметим, что после публикации телефонного разговора режиссера лишили премии правительства РФ.

«Я глубоко сожалению, что Римас это сказал. Но, проработав 12 лет с этим человеком, я больше не знал более русского человека с иностранным паспортом. Я не знал человека, который более уважительно относился к русской культуре. Все, что последовало дальше – это так мелко и неправильно. Я уверен, что пройдет какое-то время, и нам за это будет стыдно».

Кирилл Крок, не скрывая, добавил, что даже сейчас, перед спектаклями он вместе с труппой созванивается с Римасом Туминасом.

«Как мы должны играть спектакль без режиссера? То есть мы должны превратить это в халтуру? Нет, пускай Римас Владимирович принимает в этом участие, дает советы. Важно настроить на правильный камертон звучания артиста. И Римас это делает прекрасно».


Как организаторы подбирали спектакли, сколько готовилась программа и ждать ли в следующем году фестиваля? Обо всем этом поговорили с руководителем представительства Благотворительного Фонда Михаила Прохорова в Красноярске Валентиной Тислянковой и актером театра «Красный факел» Денисом Казанцевым в программе «После новостей».