Илья ВАРЛАМОВ: «Если на улице есть пробка, то нужно вводить "выделенки"»

2336

6 октября


Блогер Илья Варламов раскритиковал красноярских чиновников из-за решения отменить выделенные полосы для общественного транспорта. По его мнению, избавить город от пробок смогут только «выделенки». Также Варламов назвал причины, почему эта идея потерпела фиаско в Красноярске. 

Новости ТВК приводят текст полностью.

Илья ВАРЛАМОВ: «Если на улице есть пробка, то нужно вводить "выделенки"»

Последние 30 лет правительство страны и чиновники на местах делали все возможное, чтобы люди сели в свои машины: расширение улиц, неудобные подземные переходы, километры заборов, разбитые тротуары, маршрутки и огромные серые микрорайоны без остановок в шаговой доступности.

Наступление транспортного коллапса при такой политике – вопрос времени, и мы все ближе к нему.

Красноярск, как и другие города, всеми силами боролся с пробками за счет сноса трамвая, расширения дорог и ликвидации удобных наземных переходов. Каждая развязка и новая полоса делала ситуацию чуть лучше, но лишь на год-два – затем пешеходы и пассажиры автобусов сбегали в машины, и пробки становились еще больше.

Сегодня расширять улицы уже некуда, и пришло понимание, что «что-то мы делаем не так», с очевидным выводом: надо повышать провозную способность существующих полос с помощью «выделенок». Но что-то не получилось, поэтому их решили отменить. В чем была ошибка чиновников?

Если вы десятилетиями будете бесплатно наливать пиво любому желающему, то всем станет плохо: люди сопьются, все подворотни будут обоссаны, бюджет будет ежегодно терять миллионы на закупках алкоголя, а качество пива невероятно испортится. 

Вроде бы мы все понимаем абсурдность затеи и негативные последствия, но только попробуйте отобрать это пиво – сразу получите народные бунты!

С «выделенками» аналогичная ситуация: когда чиновники и гаишники каждую неделю рассказывают о пользе подземных переходов, расширения улиц и прочих сомнительных вещах из телевизора, то люди начинают в это верить и воспринимать как абсолютную истину, а вы тут пришли и решили разрушить их привычный уклад!

Одна полоса для машин в городских условиях перевозит примерно 500-1000 человек в час. Этого хватает для небольших городков и деревень, но в крупных городах места всем не хватает, и приходится повышать эффективность улиц и полос. 

Выделенная полоса для автобусов и трамваев позволяет перевозить на той же площади уже десятки тысяч людей в час. Это с точки зрения математики и геометрии.

Если движение общественного транспорта зависит от пробок, то его комфорт падает, а конкурентное преимущество теряется: зачем стоять в пробке в толкучке, когда можно это делать, сидя в своей машине с музыкой?

Дополнительно начинают сбиваться графики движения, люди дольше ждут на остановках, предприятия выпускают больше машин для поддержания движения и растет стоимость проезда. Небольшая часть общества внутри машин начинает мешать нормально жить большинству и тем, кто эти пробки вообще не создает.

Чтобы города могли ехать, а общественный транспорт конкурировал с автомобилями, еще в начале прошлого века были придуманы выделенные полосы для автобусов и трамваев. У нас такой приоритет стал появляться относительно недавно, по мере автомобилизации городов. 

Где-то к этому успели привыкнуть (Москва, Казань, Петербург), но в особо упоротых автомобильных городах «выделенки» до сих пор воспринимаются в штыки, как наезд на права автомобилистов. По последнему сценарию события развивались в Красноярске.

В Красноярске власти города решили создать подобие каркаса и ввести «выделенки» одномоментно на 17 улицах, в том числе на мостах. 

Решение очень актуальное и правильное, ведь одна А-полоса не даст результата: автобусы с троллейбусами будут быстро проезжать один участок, а затем сбиваться в кучи на другой улице без «выделенки».

Автомобилисты ожидаемо не поддержали идею, к ним присоединились полицейские. Вообще, забавно, как гибддшники каждый раз лезут не в свое дело: они юристы с жезлами, а не транспортники.

Есть универсальное правило: если на улице есть пробка, то там нужно вводить общественный транспорт и делать специальную полосу для него: спрос на дорогу большой, поэтому нужно повышать эффективность и давать альтернативу. 

Пробка из машин при этом может остаться или стать больше – это выбор самих людей, тратить ли на нее свое время.

Власти города должны были подготовиться к критике и собрать данные: сколько сейчас по улицам едет людей в машинах и общественном транспорте, какая будет экономия по времени для пассажиров внутри автобусов и во сколько раз вырастет провозная эффективность улиц. 

Кампания за «выделенки» должна была начаться заранее с билбордов на улицах, раздаточных буклетах и даже специального сайта с плюсами и ответами на все вопросы. Тогда критики было бы меньше, и адекватные люди сразу поняли бы смысл реформы.

К сожалению, работать с жителями и транспортом у нас не умеют: «сначала делаем, а потом думаем» – основной подход. В итоге полезные реформы натыкаются на сопротивление и сдуваются.

Такие откаты вредят будущим проектам: люди припоминают неудачи и начинают требовать отмену всего неугодного и непонятного толпе, а чиновники не проявляют лишнего энтузиазма и стараются тихо ждать пенсии без реформ.

В Красноярске власти хотят вернуться к вопросу отмененных выделенных полос в следующем году, после достройки дорог к новому мосту, ввода автоматической системы управления светофорами и окончания ремонта тротуаров. 

Точных сроков нет, но понятно следующее: пассажиры автобусов и троллейбусов будут продолжать терять время в пробках, с каждым днем транспортная ситуация будет ухудшаться, а водители будут путаться из-за неразберихи с работающими и «выключенными выделенками».