Стрельба в Керчи: версии, реакция и последствия трагедии

3027

21 октября 2018


5 дней прошло с момента трагедии в Керчи. В среду студент 4 курса устроил стрельбу и взорвал бомбу в колледже, в котором учился.

В результате 20 человек погибли, 73 пострадали. Сам стрелок совершил самоубийство. Хронологию событий в «Воскресных новостях» восстанавливала корреспондент Новостей ТВК Алена Крашенинникова.

Кадры стрельбы и мертвых тел в стенах образовательного учреждения на телефон снимали учащиеся колледжа.

На видео они бегут от выстрелов и взрывов в своем же учебном заведении. Они еще не знают, что происходит. Главное − отбежать на безопасное расстояние.

Где-то внизу учителя, не разбираясь, хватают детей и бегут к выходу. Первая мысль у всех − это теракт.

«Надьку мою, кролика, убили насмерть, ее мать убили насмерть, трупов полно. Детей. Настоящий теракт!», − сообщает телефону директор Керченского политехнического колледжа Ольга Гребенникова.


После того, как выстрелы стихают, в библиотеке находят труп парня − он покончил с собой. Им оказался Владислав Росляков, студент 4-го курса.

Становится ясно − это не теракт, а спланированное убийство. Оперативники и СМИ восстанавливают картину того, что случилось в это утро:

Суббота, 13 октября, 4 дня до трагедии. Влад Росляков покупает патроны. Легально, и очень много − 150 шт.

Среда. 10:00. Час до трагедии. Влад выходит из подъезда и идет на остановку. Садится в 41-й автобус и едет до колледжа.

11:36, камеры ловят его уже на заднем дворе колледжа. Чтобы не привлекать внимания, он перелез через забор и вошел через запасной вход. За спиной два тяжелых рюкзака и тубус. В них бомба и ружье − турецкий помповик.

4 мин. спустя он начнет расстрел учащихся колледжа.


Все произошло за 10 мин.: в 11:40 Росляков начал стрелять, в 11:46 − взрывается бомба. А в 11:50 оперативные службы начинают выносить раненных. В это же время находят труп Рослякова. Он покончил с собой выстрелом в голову.

Из допросов стало известно: Росляков не был успешен в учебе, у него было мало друзей, рос замкнутым. Увлекался стрельбой − в 18 лет получил разрешение на оружие. И смог убедить всю комиссию: нарколога, психолога в своей адекватности.

Отец с семьей давно не живет, мать - глубоко верующая, увлекалась учением «Свидетелей Иеговы». Она рассказала, за несколько дней до трагедии сын начал пересматривать видео со стрельбой в других школах. На вопрос «зачем», ответил: «просто».

А вот немногочисленные друзья рассказали, что у молодого человека был мотив.

«Владислав постоянно говорил мне, что он часто ссорился с окружающими. Он рассказывал, что потерял доверие к людям, когда его одногруппники начали унижать его за то, что он не такой, как все», − поделилась с Новостями ТВК подруга Владислава Рослякова.


Пока официальной версии случившегося нет.  Расследование продолжается. Но есть несколько возможных вариантов.

Самая популярная  версия − Росляков все же был не один. К слову, об этом говорят и некоторые студенты.

Еще одна версия − подражательство. Сюжет этой трагедии до боли напоминает трагедию в американской школе «Колумбайн» в 1999 г. Тогда 2 ученика устроили массовый расстрел сверстников и персонала, заложив бомбы. После чего покончили жизнь самоубийством.


В мире есть даже движение подражателей. Их называют колумбайнеры. За 15 лет на американские школы было совершено 74 нападения, которые по тем или иным признакам копировали бойню в «Колумбайне».


План Рослякова похож на этот сценарий: те же надписи на одежде, то же оружие, тот же  порядок действий.

И как это обычно и происходит, после происшествия по всей стране в учебных заведениях уже начались проверки. В Красноярске тоже. 

«Если свыше 500 человек в учреждении, то 1-ая категория присваивается и, соответственно, очень четко прописаны все требования: к охране, к видеонаблюдению», − начальник отдела ресурсо-обеспечения краевого Министерства образования Лариса Климова.


Однако, на деле это в лучшем случае − сотрудники ЧОПа, которые не имеют права применить силу к нарушителю.

А чаще всего охраняют колледжи Красноярска хрупкие женщины на вахтах, которые, в случае опасности, не смогут ничего сделать.

«− Догонять.

− А вдруг кто-то еще пройдет?

− Ну, у нас тут вот есть, я же прошу, чтобы кто-нибудь постоял, а сама пробегу. Конечно, догоняешь, мы же знаем, своих студентов стараемся знать, а потом (остальных), конечно, догоняешь и бежишь», − поделилась с Новостями ТВК вахтерша одного из красноярских техникумов.


Но разве дело только в охране, турникетах и металлоискателях? Ведь не доводить ситуацию до крайности могли бы те, кто вовремя заметил бы тревожные звоночки в поведении подростка.

А это работа психологов, педагогов и родителей. Специалисты отмечают, в поведении ребенка есть так называемые маркеры и индикаторы. Отслеживать которые, говорят специалисты, нужно очень тщательно.

«Очень много изолированных, одиноких молодых людей. Которые в школе успели адаптироваться, найти контакты, а вот при переходе в техникумы много сложностей возникает. Если учителя увидели такого ребенка, то нужно постараться в это включиться, выйти на родителей, провести с ними беседу», − поделилась с Новостями ТВК психолог Оксана Анищенко.


И такие слова психологи говорят уже не впервые, а каждый раз, когда дети становятся участниками недетского конфликта с оружием.

И число таких конфликтов в последнее время растет: только в Красноярске за 5 лет их было 2. В 2013 г. в одной из школ города устроили перестрелку.

Спустя 2 года − ребенок принес нож в школу №45. А в Перми школьники выясняли отношения на ножах в прямом смысле этого слова.


И тогда тоже делали выводы − усиливали охрану, проводили беседы с детьми. И в этот раз предпринять пообещали то же самое.