Расшифровка выступления председателя Счетной палаты Татьяны Давыденко на сессии Заксобрания края от 4 июня 2019 года

12612

8 июня


В интервью Андрею Караулову председатель Счетной палаты Татьяна Давыденко заявила, что выйдет с отчетом перед депутатами и расскажет о хищениях в лесной отрасли. Это расшифровка выступления Татьяны Давыденко на сессии Заксобрания от 4 июня, доклад про лесную отрасль – тот самый скандальный отчет о хищениях.

Расшифровка выступления председателя Счетной палаты Татьяны Давыденко на сессии Заксобрания края от 4 июня 2019 года


О поступлениях в бюджет от лесной отрасли


По поручению Заксобрания нами подготовлены материалы, которые представлены на ваше рассмотрение. В начале своего выступления хочу привести несколько цифр. В 2018 г. экспорт древесины, которую вывозят за пределы Красноярского края, значительно превысил объемы прошлых лет и составил 48 млрд руб. В том числе, в Китай вывезено древесины на 33 млрд, это почти 70% от экспортируемой древесины. И третья цифра – поступление налоговых и неналоговых платежей в бюджет Красноярского края составило 1 млрд 591 тыс. руб. В последнее время на разных уровнях власти все чаще говорят о системном кризисе в отечественном лесном хозяйстве. Несмотря на попытки декриминализовать отрасль и ограничить вывоз необработанной древесины за границу по различным схемам, все равно, именно сырье с минимальной обработкой и на протяжении многих лет вывозится за рубеж. Именно это является экспортным продуктом российского лесхоза.

Как отметил президент во время выступления 14 мая на Медиафоруме Общероссийского народного фронта «Правда и справедливость» в городе Сочи, нужно наводить порядок в лесной отрасли: там и воруют ужасно, и нанесение колоссального ущерба природе и будущим поколениям. О наличии проблем в лесной отрасли не единожды заявляла спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Россия занимает лишь 2% мировой деревообработки. А сколько поручений было дано президентом: вложить инвестиции, построить деревообрабатывающие предприятия, не вывозить лес, дома обрабатывать, продавать вторичную продукцию, чтобы деньги оставались в стране. Но лес весь роздан, жулье, которое за 5 копеек получило сотни тысяч гектаров – вот ключевая речь, вот наша экономика, наши рабочие места и доходы бюджета. Счетная палата РФ на протяжении ряда лет ведет постоянный мониторинг реализации переданных полномочий субъектам в лесной отрасли. И вы, депутаты, в свою очередь не оставили без внимания эту тему и поручили нам провести оценку реализации в крае приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов. О результатах которой, я сейчас доложу.


Об инвестиционных проектах


В качестве приоритетных направлений – освоения лесов и развития лесного комплекса – в федеральных краевых документах обозначены: поддержка проекта по глубокой переработке древесины, который предполагает строительство крупных лесоперерабатывающих комплексов или техническое, технологическое перевооружение существующих лесоперерабатывающих мощностей. Механизмом для реализации этой цели являются инвестиционные проекты. Всего в 2008 г. на территории Красноярского края осуществлялась реализация 14 инвестпроектов, из которых на момент проведения мероприятия завершено только 3. Срок реализации еще 3 проектов закончился в 2017 г., но и сегодня они входят в состав приоритетных. За 17 лет – это период реализации всех инвестпроектов до 2025 г. – общий объем инвестиций, который мы с вами должны получить – 149 млрд руб. За прошедшие 10 лет должны были получить 102 млрд. руб. Фактически, привлечено только 45 млрд. руб. – это 44%. Не привлечено инвестиций на сумму 57 млрд руб. При этом было запланировано производство 28 видов продукции, но фактически осуществлялся выпуск только 7, и то незначительный. Производство щепы – 20%, пиломатериалы – 12%, пеллеты – 5%, фанера – 3%. В соответствии с отчетами на 1 октября 2018 г. АО «КрасЛесИнвест» не построило завод топливных гранул. А также второй завод лесопиления в Богучанском районе. В «СилатэкСибирь» не начато производство пеллет. «ДокЕнисей» не вышел на производственные мощности. Пояснения эти предприятия дают следующие: несвоевременное финансирование, многократная корректировка проектно-сметной документации и, в итоге, изменение целевых установок инвестпроектов.

Но вот на чем хочу заострить внимание: согласно 310 постановлению правительства РФ, включение инвестпроектов в перечень приоритетных является основанием для заключения Минлесом договора аренды (это очень важно!) лесного участка без проведения аукциона. А также оплата аренды участка на льготных условиях с применением понижающего коэффициента 0,5. На этих условиях на территории края объем лесного фонда, переданного в аренду, составляет более 5 млн га. А как происходит освоение этих лесов? При реализации инвестпроектов объемы производства незначительны, а объем хаотического освоения расчетной лесосети составил около 10 млн кубометров. Так, например, Богучаны: лесопромышленный комплекс при фактическом объеме освоения расчетной лесосети в 5 млн кубометров объем производства пиломатериалов – 500 тыс. кубов, это 9%. Инвестпроекты в Лесосибирске: при фактическом объеме освоения 839 тыс. кубов, производство продукции – 9 тыс. кубов или 11%. Эти факты могут свидетельствовать о наличии рисков использования, я говорю очень корректно, лесных ресурсов не по целевому назначению. Возникает вопрос: каким образом все контролируется? Лес рубят, а производства продукции почти нет.

Слабо ведется и претензионная работа, при исключении инвестпроекта из перечня приоритетных, а их исключено 5 за период действия, должна была заплачена арендная плата. Сумма до начисленной арендной платы превысила 600 млн руб., которая до сих пор не оплачена. Кроме того, арендаторами не выполняются обязательства по реализации противопожарных, лесовосстановительных мероприятий, что является одной из причин увеличения горимости. Выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в среднем составляет примерно 65%. Реализация инвестпроектов в крае не обеспечила ожидаемый социальный эффект. В первую очередь, не выполнен показатель по созданию рабочих мест. При плане 4,4 тыс. работников привлечено 2,5. Согласно концепции и отчетам организаций в 2017-2018 гг., запланировано поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет от инвестпроектов – 7,3 млрд руб. Фактически, поступило 343 млн руб., это чуть не дотянуло до 5%. По итогам проведенного анализа, нами сделано предложение, направленное в Законодательное собрание, которое вошло в постановление правительства. Одно из наших предложений, которое звучало, это запретить предоставлять в аренду участки земли до тех пор, пока не построены будут предприятия, не модернизированы производства, там, где выделялись деньги на инвестпроекты.


О лесничествах


Также по предложению Заксобрания края мы провели анализ эффективности деятельности лесничеств. Результаты показали следующее: начиная с 2005 г. тип ведомственной подчиненности и организационно-правовая форма лесничеств неоднократно изменялась. От федеральных государственных предприятий – лесхозов, находящихся в ведении агентства лесного хозяйства, до краевых государственных бюджетных учреждений, которыми они на сегодняшний день и являются. В Красноярском крае осуществляют деятельность 60 краевых государственных бюджетных учреждений-лесничеств, которые в соответствии со ст. 19 лесного кодекса, реализуют переданные полномочия РФ по защите и воспроизводству лесов. Штатная численность работающих – 1 тыс. 445 единиц, ежегодный объем финансирования – 1 млрд руб., средняя зарплата по лесничествам варьируется от 12 тыс. до 27 тыс. руб. Кодинское лесничество одно показало более 50 тыс. «ИнвестХоз» края является уполномоченным органом в области лесных отношений и учредителем лесничеств. Намеренно начитаю, чем должны заниматься лесничества, так как это звучит в Уставе. Целями их деятельности является «обеспечение многоцелевого национального непрерывного неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах, лесных ресурсах на территории края. Обеспечение охраны и защиты лесов, воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов». И эту огромную работу должны сделать лесничества!

На чем они работают. По состоянию на 1 января 2018 г. износ основных средств (в целом по лесничествам) – 82%. В связи с чем лесничества вынуждены привлекать подрядные организации для выполнения работ, они выполняют работы своими силами. По договорам подряда выполнено 95% от общего объема санитарно-оздоровительных мероприятий. 70% работ по восстановлению почвы, 50% по искусственному лесовосстановлению. Привлечение лесничествами сторонних организаций свидетельствует о том, что гос.задание, которое утверждалось министерством края, утверждалось без учета материально-технических возможностей. Увеличение стоимости основных фондов лесничеств ежегодно предусматривается. Около 40 млн руб. получены от продажи леса. Необходимость обновления материальной базы – она и так понятна, судя по количеству договоров подряда. Несмотря на значительную степень износа материально-технической базы, установлены неоднократные факты передачи лесничествами в Минлес края и другие учреждения приобретенные объекты основных средств. За 2 года лесничества передали средств на 20 млн руб. Передано 6 автомобилей, мебель, компьютеры и т.д. Наибольший объем основных средств материальных запасов переданы Кодинским, Богучанским, Енисейским лесничествами. В ходе мероприятий установлено, что министерством края принимались противоречивые решения. Первоначально согласование сделок по приобретению дорогостоящего имущества, а впоследствии о необходимости его изъятия.

Аналогичный вывод мы могли сделать и по факту согласования приобретения Кодинским лесничеством 3 квартир. Сначала для обеспечения жильем молодых специалистов, и последующих действий министерства, направленных на исключение указанных объектов из состава основных средств. Самим министерством сделано заключение о том, что надлежащие правовые основания для приобретения квартир у учреждения вообще отсутствуют. Поскольку 70% доходов лесничеств ежегодно получают от реализации заготовленной древесины, не могу не остановиться на этой теме подробнее.

Процедура реализации древесины регламентирована приказом министерства леса. Из 60 лесничеств края собственными силами заготавливали древесину в 2017 г. только 10 лесничеств, в 2018 г. – 4. Лесничества выполняют функции по заключению договоров на выполнение работ с последующей реализацией заготовленной древесины и не выполняют эту работу сами. Несмотря на то, что реализация лесничествами заготовленной древесины приказом министерства предусматривает конкурентные процедуры, покупателями заготовленной древесины в крае являются, как правило, те же лица, что осуществляли заготовку, либо аффилированные организации.

Конкуренция при закупке у лесничеств древесины вообще отсутствует. Например, Кодинским лесничеством практически все договоры купли-продажи заключены с 3 организациями: «Карат», «КаратЛес», «Сибирская лесопромышленная компания», которые ранее выполняли работы по проведению санитарных рубок. Учредителем вышестоящих организаций является одно и то же лицо. В 2017 г. из 10 договоров купли-продажи древесины, заключенных Кодинским лесничеством, 9 договоров заключено с этими организациями. Большемуртинское лесничество в 2018 г. заключило договоры с «Полиграф», «ЛесКомом» (20 из 23 договоров), где единственным учредителем является также одно и то же лицо. Хочу обратить ваше внимание на услуги по заготовке древесины по договорам подряда, которая в целом по краю в 2017 г. – 6 руб. 60 коп. за 1 кубометр, а в 2018 г.– 6 руб. 40 коп. Есть примеры, где подрядчики рубят лес за 1 руб. за 1 куб. При этом, экономически обоснованные затраты, по данным Минлеса, составляют от 80 до 100 руб. Все это похоже на то, что подрядные организации занимаются благотворительностью, но на это можно посмотреть и с другой стороны. С тех денег, которые зарабатывают подрядные организации, потом ведь платятся налоги, а мы получили всего 1,5 млрд руб.


Коррупция при реализации древесины


Также по результатам мероприятий установлено, что в 2017-2018 гг. семи лесничествами края осуществлялась реализация древесины организацией, учредителем которой являются представители КНР. В действиях лесничеств, в ходе выборочной проверки договоров, заключенных при реализации древесины, усматриваются признаки сговора и наличие коррупционных рисков. Установлены факты получения денег от организаций потенциальных покупателей древесины еще до того, как проводились торги. Так, на основании счетов, выписанных Енисейским лесничеством, потенциальным покупателем древесины «ПромЛесЭкспорт» лесничеству заранее на счет перечислили 4,8 млн. В последствии лесничеством с указанной организацией были на самом деле заключены договоры купли-продажи заготовленной древесины на общую сумму 9 млн. Общий объем платежей, полученный Енисейским лесничеством от таких потенциальных покупателей – более 13 млн. Возврат денег не проводился. Таким образом, организации, перечисляющие заранее деньги, всегда получали право на приобретение заготовленной древесины. Эти факты свидетельствуют о наличии признаков сговора между лесничествами и покупателями древесины.

Выявлены также нарушения при определении лесничествами минимальной стоимости древесины, в том числе, занижение первоначальной стоимости Кодинским, Большемуртинским. В результате чего, учреждения недополучили большой доход. О наличии коррупционных рисков свидетельствует и непроведение претензионной работы. Счетная палата в течении 3 лет призывала к централизации процесса реализации древесины в крае. В том числе, когда мы проверяли «КрасЛес». Когда было принято решение о переходе на торговлю лесом через биржу в 2018 г. в соответствии с поручением президента, было подписано соглашение по сотрудничеству с Санкт-Петербургской международной товаросырьевой биржей. Мы обрадовались и надеялись на улучшение ситуации.


Продажа древесины из Красноярского края на бирже


А теперь о результатах сложившихся только по краю, по итогам торговли древесиной на бирже в 2018 г. В прошлом году Минлесом был запущен пилотный проект, в которые вошли 6 лесничеств. Отмечу, что взаимодействие лесничеств с биржей осуществлялось не напрямую, а через биржевую компанию. Основные итоги реализации лесничествами древесины через биржу представлены на слайде. Из общего объема древесины, запланированного к реализации по результатам санитарно-оздоровительных рубок, – 2,6 млн кубометров – через биржу прошли 361 кубометров, это 7%. Несмотря на то, что Красноярский край по объему реализации древесины на бирже занимает 2 место среди субъектов РФ, цена на бирже сложилась в 2-3 раза ниже, чем в других регионах. У нас – 296, средняя на бирже – 813. При этом, в Удмуртии лес на бирже продавали за 992, в Новгородской области – 902, Иркутской – 781. Это при равных условиях. Кроме того, отмечается самый низкий рост цен по результатам торгов на бирже.

Вообще конкуренция при проведении торгов в 5 и 6 лесничеств. Это означает, что тот, кто рубил, то же победил на бирже. 2-3 участника заявлялись только при реализации древесины в красноярском лесничестве. При этом, в торгах принимали участие одни и те же участники: «Лесная компания Красноярск», Манантный, Шуинов, которые становились победителями торгов, а также приобретали древесину у лесничеств и вне биржи по ценам, сложившимся по итогам биржевых торгов. Средняя цена реализации 1 куба древесины по итогам биржевых торгов по договорам красноярского лесничества увеличилась в 4,3 раза – со 127 до 540. При этом изначально установленная цена на торгах была ниже средней в 4 раза. Эти факты могут свидетельствовать об искусственном создании конкуренции при проведении биржевых торгов. Примерный ущерб – 200 млн руб. Я закончила доклад, все наши предложения есть в отчетах и они нашли свое отражение в постановлении, которое вам предстоит принять.


Напомним, на сессии краевого Заксобрания, после выступления Татьяны Давыденко, замгубернатора Юрий Лапшин не согласился с рядом сделанных аудиторами выводов и не исключил возможный конфликт интересов в деятельности Счетной палаты.

Прокурор Красноярского края Михаил Савчин заявил о масштабной проверке лесничеств и Счетной палаты на предмет конфликта интересов председателя Татьяны Давыденко.

Счетная палата стала иметь претензии к деятельности министерства лесного хозяйства после того, как семейная фирма Татьяны Давыденко перестала получать контракты на тушение лесных пожаров.

Новости ТВК в задали вопросы главе Министерства лесного хозяйства Димитрию Маслодудову о проблемах в лесной отрасли края, которые всплыли в публичном пространстве после выступления главы Счетной палаты края