«СКОРО НЕКОМУ БУДЕТ ЛЕТАТЬ НА ВЕРТОЛЕТАХ В НАШЕЙ СТРАНЕ»
Российские курсанты рассказали «ТВК Красноярск» о кризисе в летной отрасли
Единственный в стране колледж по подготовке пилотов вертолетов, находящийся в Омске, не может выпускать курсантов. Студенты не успевают отлетать положенные часы из-за нехватки техники. По мнению экспертов, это может привести к серьезному дефициту кадров в летной отрасли.

Курсанты, которые мечтали стать пилотами, теперь работают водителями или продавцами, потому остались без дипломов. Среди них есть и красноярцы.

Для Красноярского края полеты на вертолетах – это, в первую очередь, санавиация и вахтовики. На Ми-8 на север летает персонал нефтедобывающих компаний. Почти всегда это полеты в районы, где нет возможности построить взлетно-посадочные полосы для более сложных видов транспорта.
Александр – студент Омского летно-технического колледжа гражданской авиации. Он должен был закончить училище еще в июне 2019 г., но еще ни разу не сидел в вертолете.
«На данный момент я нахожусь на четвертом курсе из трех. Весь срок обучения длится 2 года 10 месяцев. За это время нам должны выдать модуль теории и модуль практики.
Модуль теории нам преподали в полном объеме в училище. Модуль практики мы должны проходить на учебной базе в Калачинске (прим. ред. – Омская Область, Калачинский Район).

Но сейчас там не хватает техники и инструкторов.
Сначала курсанты практикуются на тренажере. Потом первоначальный модуль практики – это 50 летных часов на вертолетах Eurocopter AS-350B2 и Bell-407. Сейчас AS-350B2 в училище нет. Двигатели отправили на ремонт и не понятно, когда они будут в строю. Второй модуль – 40 часов на Ми-8. Их сейчас три в колледже, но им уже примерно по 40-50 лет»
Александр
студент Омского летно-технического колледжа гражданской авиации

Кроме того, курсантов выпуска 2018 г. в сентябре снова вызвали на обучение. Их будут переучивать летать с Eurocopter AS-350B2 на Bell-407. Так как вертолеты сейчас ремонтируют и неизвестно, когда будут доступны для полетов.

Сейчас очередь только растет. Выпускники 2017 г. получили дипломы только в августе 2019 г. Летную практику проходят курсанты, которые должны были выпуститься в 2018 г. На момент публикации материала, из 95 человек дипломы получили только 15 человек. Практику проходят 40 студентов, 36 ожидают. Очередь формируется на основании личного рейтинга курсантов.
Из выпускников 2019 г. никто еще не приступал к практике.
Согласно федеральным авиационным правилам о подготовке летного состава, чтобы получить свидетельство пилота – необходимо пройти обучение и практику.

Если на самолет, то в учебных заведениях летать по установленной программе не менее 150 часов. На вертолете необходимо отлетать 100 часов.

Вот как обстоит подготовка пилотов в нашей стране. Есть два высших учебных заведения, которые готовят летный состав – Ульяновский институт и Санкт-Петербургский университет. Все остальные – это их филиалы.
По словам курсантов, в Санкт-Петербурге проблем с выпуском нет, у Ульяновского института проблемы есть во всех филиалах. У Омского колледжа проблема самая выраженная, так как он готовит только пилотов вертолетов.
«Нас отправили в отпуск, сказали: "Сидите, ждите, никаких ориентировочных сроков нет". Нашему курсу продлили срок обучения до 30 декабря, если не выпустимся – продлят еще. Мы проходим ежегодную медкомиссию и полугодовую. Должны мы ее проходить – в Омске. Иногородним студентам приходится постоянно тратить деньги на билеты. Общежития нам уже тоже не предоставляют», – рассказывает курсант.
В итоге парни, которые мечтали получить престижную профессию и стать пилотами, работают в магазинах, автомойках, водителями такси, так как у них нет дипломов даже о среднем образовании.

В ожидании летной практики студенты записывают видео в социальных сетях и рассказывают, кем устроились работать.
«Меня учили держать вертолет за ручки, но последнее время я держу только шуруповерт, потому что я сборщик мебели! Надо как-то выживать».
Курсант летного училища рассказывает, чем занимается в ожидании практики
«Нашел я работу, которая будет обеспечивать меня на долгое время. Работа водителем. Водителем на этой ласточке – Daewoo Matiz. Суши, пицца в Нижневартовске теперь под моим контролем».
Курсант летного училища рассказывает, чем занимается в ожидании практики
«ТВК Красноярск» связались с директором Омского колледжа гражданской авиации Александром Строгановым. По его словам, ранее финансирование проходило через Минобразования. И учебные заведения по подготовке пилотов, юристов и поваров получали одинаковые дотации.

Очевидно, что расходы на подготовку пилота значительно выше, чем на подготовку юриста или повара. Это расходы на ГСМ, организация полетов, летно-инструкторский состав, у которых должны быть большие зарплаты.
«Об этой проблеме знают на всех уровнях. Она начала образовываться с 2016 г. и связана с недостаточным финансированием учебного заведения гражданской авиации, низким уровнем заработной платы у летно-инструкторского состава и инженерно-технического персонала.
Сейчас идет работа по стимулированию сотрудников на уровне правительства. Росавиация все необходимые данные предоставила.

Также есть проблема в нехватке техники. Нам необходимо не менее 10-11 вертолетов для первого модуля практики. И в ближайшее время мы начнем конкурсную процедуру на ремонт еще 4 вертолетов второго модуля»
Александр Строганов
директор Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского
В ноябре 2018 г. в Казани прошел вертолетный форум Ассоциации вертолетной индустрии. Там были приведены данные центральной Врачебно-летной экспертной комиссии о возрасте пилотов и состоянии их здоровья:
В России 48% пилотов вертолетов – в возрасте 50–59 лет, 27% – в возрасте 60 лет и старше. Ежегодно из профессии в основном по возрасту уходит порядка 200 вертолетчиков, пишет деловой авиационный портал Ato.ru.

В ближайшее время рынок труда могут покинуть 50-70% пилотов вертолетов. Так как колледж своевременно не выпускает пилотов, может возникнуть серьезный дефицит кадров.
Екатерина Вайс
специально для сайта tvk6.ru
Made on
Tilda