«Топливный парадокс»: почему в России бензин не дешевеет вместе с нефтью

6962

24 марта


Мировые цены на нефть устремились вниз после развала сделки ОПЕК+ в начале марта, а затем продолжили падение из-за пандемии коронавируса. Все это отразилось на стоимости бензина во многих странах мира – она начала снижаться, однако в России ситуация совсем иная – цены на топливо не то, что не снижаются, а даже растут. Как устроен российский нефтяной рынок и стоит ли россиянам ждать удешевления бензина – разбирались «ТВК Красноярск».

«Топливный парадокс»: почему в России бензин не дешевеет вместе с нефтью


Как устроен нефтяной рынок?


Нефть – самое продаваемое сырье в мире, при этом Россия является одним из крупнейших экспортеров «черного золота» на мировом рынке, и весьма заинтересована в высокой выручке своих нефтяных компаний.

Основные игроки – «Роснефть», «Газпром Нефть» и «Лукойл». Первые две компании по большей части принадлежат государству, а третья компания хоть и находится в частных руках, но также является крупным налогоплательщиком. По разным оценкам, налоговые поступления от нефтяников составляют почти половину всего российского бюджета – а значит, экономика страны напрямую зависит от цен на нефть и благосостояния нефтедобытчиков.

Стоимость нефти формируют сразу несколько различных критериев. Первый и основной – баланс спроса и предложения (чем выше спрос, тем дороже будет продаваться нефть).

Вторым основным фактором являются ожидания в изменениях спроса и предложения. Допустим, начало войны в стране, добывающей около 1-2% мировой нефти, может привести к резкому взлету котировок, так как на рынке будет ожидаться сильный дефицит в связи с прекращением поставок.

Также одним из самых серьезных факторов, влияющих на нефтяные котировки, являются квоты на добычу «черного золота» – их устанавливает организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Снижение квот оказывает влияние на количество нефти, предлагаемой к продаже, и повышает ее стоимость.

В начале марта 2020 г. страны ОПЕК+ намеревались заключить новый договор о сокращении добычи, однако сделать это не удалось – Россия отказалась дополнительно снижать уровень производства из-за распространения коронавируса. После этого, установившаяся за последние годы «стабильность» на нефтяном рынке, разрушилась. Рынок отреагировал моментально – стоимость барреля нефти рухнула почти на 30%.

Среди других причин: стихийные бедствия, техногенные аварии, научные разработки в сфере экологии, в том числе экологического транспорта, политическое решение об увеличении или уменьшении нефтяных запасов в развитых странах.

Огромную роль в нынешней ситуации с нефтяными котировками сыграла пандемия коронавируса – производственные мощности многих стран уменьшились из-за карантинных мер и рынок перенасытился нефтью. Да и общие настроения на рынке по поводу дальнейшего распространения инфекции, конечно, оказывают свое влияние.


Почему бензин не дешевеет вместе с нефтью?


Обывательская логика подсказывает, что снижение стоимости сырья должно удешевлять и конечный продукт – топливо. Однако на деле не все так просто – за последние 10 лет цена барреля нефти колебалась, то падая, то снова возрастая, при этом стоимость бензина преимущественно росла.

Такие парадоксальные, на первый взгляд, изменения происходят из-за того, что на самом деле доля сырой нефти в себестоимости товарного бензина составляет примерно 4-6%. Проще говоря, даже если бы нефть обвалилась в 2 раза, на конечной цене бензина это могло бы отразиться в пределах 2-3% удешевления.

В стоимости бензина, помимо расходов на его производство, «сидит» много налогов – около 60%. Сюда входят НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налоги на прибыль, налоги с фонда оплаты труда и др.

«В России цена на бензин не привязана к цене на нефть, никакой прямой зависимости нет. Поэтому ждать, что она упадет после обвала нефти – глупо. Цена упала на фьючерсы, то есть контракты долгосрочные – это не контракты сегодняшнего дня, они будут исполняться позже. К тому же на нашем рынке львиную долю стоимости бензина составляют налоги и акцизные сборы», – поясняет экономист Игорь Артемьев.

Действительно, в последние годы сильно выросли акцизы на топливо. К примеру, для бензина марки АИ-95 в пересчете на литр они составляют около 10 руб.

Государство устанавливает эти акцизы из-за необходимости некой «балансировки» во время экономического кризиса. Проще говоря, такими мерами оно обеспечивает финансовую стабильность для нефтяных компаний (основных налогоплательщиков), которые терпят убытки из-за падения мировых котировок.

Некоторые эксперты отмечают, что российским компаниям выгоднее отправлять нефть за рубеж, чем заниматься ее реализацией внутри страны – это связано с падением рубля.

Логика такая – продавай свой продукт за валюту и будешь в плюсе.

При этом внутри страны возможно образование дефицита нефтепродуктов, который в конечном итоге приведет к их подорожанию.

«Выход России из соглашений по ОПЕК+ фактически снимает ограничения по поставке нефти на внешние рынки, поэтому нефтяные компании наверняка попробуют нарастить объемы экспорта, и это может привести к дефициту нефти и нефтепродуктов для внутреннего рынка, а как следствие, к повышению цен», – рассказал изданию «74.ru» директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

Также на итоговую стоимость литра бензина влияет география, особенно в России. В стране существует не так много нефтеперерабатывающих заводов, поэтому бензин приходится доставлять на большие расстояния.

«Даже с Ачинска у нас, чтобы доставить бензин до Красноярска – 1,5 руб. плюсом сразу закладывается в стоимость. Топливо локализовано в виде НПЗ, если мы, допустим, повезем еще дальше – транспортный расход будет еще выше. У нас на конечной заправке маржа (разница между ценой и себестоимостью) смешная – в хорошие годы она была 3 руб. с литра», – отмечает экономист Игорь Артемьев.

Итак, повышение стоимости бензина складывается из следующих факторов (в большей или меньшей степени):

  • Государственное регулирование – налоги и акцизы
  • Операционные расходы
  • Падение или взлет нефтяных котировок
  • Колебание валютного рынка
  • Коммерческая ориентированность нефтяных компаний


А что за рубежом?


Что касается опыта развитых стран Запада, то там ситуация обстоит совсем иным образом – цены на бензин напрямую привязаны к нефти. К тому же там существует реальная конкуренция между нефтяными компаниями, а экономика не столь зависима от их благополучия.

Более того, тому же правительству США выгодно, чтобы бензин в их стране дешевел – логистика также будет дешевле, а значит, снизится и цена на товары, за которыми пойдут радостные покупатели, ведь они только что сэкономили на заправке своего автомобиля.


Многие эксперты уверены, что российские власти изначально выбрали неверный путь развития нефтяной отрасли, а теперь никто уже не хочет распутывать этот огромный клубок опрометчивых решений. При этом они как бы сами не хотят замечать проблем – президент удивляется росту стоимости бензина на 10% в год, а антимонопольщики постоянно заводят дела, которые в конечном итоге ничего не меняют.

Цены на топливо все равно будут расти, потому как благосостояние нефтяников имеет слишком большую важность для бюджета страны, а значит, для ее существования в целом.