Фишинг, попрошайничество и несуществующие родственники – как красноярцев «кидают на деньги»

3359

20 декабря 2020


Вам жалко котенка, и вы отправляете деньги на его содержание в приют – а оказывается, что приюта не существует. Вы заказываете красивую кофту в интернет-магазине – а оказывается, что магазина не существует. Вы сообщаете представителю банка данные карты, чтобы обезопасить себя от мошенника, а оказывается, что этот «представитель» и есть мошенник.

Ситуации разные, а итог один – у вас крадут деньги и персональные данные. «ТВК Красноярск» собрали истории красноярцев, которые столкнулись с мошенниками, и выяснили, как не попасться на уловки аферистов.

Фишинг, попрошайничество и несуществующие родственники – как красноярцев «кидают на деньги»

С каждым годом злоумышленники используют все более изощренные способы играть на доверии людей и обманным путем получать от них деньги. «ТВК Красноярск» публикует историю красноярки, которая стала одной из жертв интернет-мошенников. По желанию героини остаться анонимной, имя было изменено.

Марина собирает букеты на заказ. У нее маленькая онлайн-мастерская.

В День матери ей позвонила девушка и заказала два букета. Она очень мило общалась и рассказала, что находится в Новом Уренгое и хочет поздравить маму в Красноярске. Ей было нужно два букета: небольшой, который подарит ее 8-летний брат, и пышный от нее. Марина спросила, на какой бюджет она рассчитывает, на что заказчица заявила, что «тысяч на 10». Марину это удивило, ведь средний чек букетов в ее мастерской 2-3 тысячи. Клиенту отправили фотографии цветов и сориентировали по ценам, в итоге оформили заказ на 6500 тыс. Обычно Марина берет предоплату, но тут решила этого не делать – предупредила клиентку о том, что нужно будет оплатить букеты после того, как они будут готовы к отправке.

Девушка согласилась и уточнила, что у банкомата она будет только в 14:30, а доставка была на 16:00. Марина опять удивилась, ведь большинство обычно платит через мобильный банк. На это клиентка ответила, что в Новом Уренгое беда с интернетом, поэтому получится перевести только через банкомат.

«Они еще такую историю правдоподобную рассказывают: и про брата, и про Новый Уренгой. У меня просто муж был там в командировке, и я знаю, что действительно там не очень интернет. Только потом у меня возникли вопросы, как она маме переводила деньги и как меня вообще без интернета нашла в Красноярске. Но это ты потом только понимаешь, что много чего не сходится».

В 15:00 девушка позвонила в мастерскую и сказала, что банкомат не работает, поэтому перевести деньги попросит подругу.

Затем она спросила, пришли ли деньги, но их не было. Марина предложила просто отправить сохраненный чек перевода – вдруг платеж действительно задерживается.

Марине было важно поздравить маму клиента – она даже предложила доставку, а если деньги не придут, то их можно будет перевести другим способом. Она уже подготовила букеты и была готова отвезти заказ. Однако деньги все не приходили. Клиентка предложила подождать, ведь когда она переводила деньги маме, они тоже поступали не мгновенно.

«Так как сумма была немаленькая, был какой-то 1% сомнений. Я посоветовалась с мужем. Он мне сказал, что в интернете уже тысяча таких историй с чеками и лучше дождаться перевода, а потом везти. Я начала сомневаться».

К 20:00 денег все еще не было. Марина позвонила в банк. Ей сказали, что переводы внутри Сбербанка приходят сразу. Клиентка перестала отвечать на звонки, а сообщения не доставлялись.

  «Я до последнего не хотела верить, что меня так обманули. Она даже просила подписать открытку: “ Мы тебя любим, Мам! ”»

Потом Марина заметила, что ее чек очень отличается от обычных – там меньше информации и странный заголовок. Еще позже она наткнулась на другие подобные истории.

«Мне не совсем понятно, в чем выгода такого мошенничества и кто получил бы цветы по этому адресу, но в любом случае это очень странно. Да, я не потеряла деньги, но мне очень жаль время и силы, которые я потратила. Я привыкла доверять людям и всегда идти навстречу. Если бы муж мне не сказал, я бы так и отвезла эти букеты и, конечно же, потом не получила бы никаких денег».

Девушка советует не верить скриншотам из мобильного банка, ведь, как оказалось, уже есть даже боты в Telegram, которые за 5 минут выдают фальшивые чеки. Лучше проверять поступление средств и заботиться о себе, потому что, как оказалось, благожелательность иногда только на руку мошенникам

«И еще показательно, что мошенники активизировались именно в праздничный день, когда у многих суматоха и нет времени остановиться и оценить трезво ситуацию, проверить поступление денег и т.п. Впереди новогодние праздники, поэтому могу посоветовать быть особенно бдительными».

 

«Не ожидала, что такая девушка способна на обман».

Еще один распространенный вид мошенничества – фейковые ссылки. Человеку отправляется ссылка, на которую под каким-либо предлогом нужно перейти. После перехода могут взломать аккаунт или, если на сайте необходимы данные карты, могут списать и все деньги. Говорить о внимательности при получении ссылки от близкого или знакомого не приходится, но иногда все выглядит слишком правдоподобно.

Наталья рассказала «ТВК Красноярск», как попалась на уловку одного из таких мошенников.

Девушка выставила некоторые вещи на продажу. Объявление она опубликовала в интернете. Спустя время ей написал человек, которому приглянулась куртка. Девушка отправила ему дополнительные фотографии и уже была готова договориться о встрече, но выяснилось, что покупатель живет в Абакане. Он предложил оформить доставку курьером и отправил ссылку на сервис «Яндекса» для оплаты. Наталья ввела данные своей карты и у нее тут же списали все деньги. Стало сразу понятно, что куртку покупать никто не собирался.

«Хоть я и потеряла не такую большую сумму, очень обидно и печально, что на такой же обман могут попасться такие же наивные люди, но у которых каждый рубль на счету».

В 2020 г. число дел о мошенничестве в России выросло на 76%. Это один из самых распространенных видов преступления в нашей стране. Чаще всего с ним можно столкнуться в интернете.

Какие другие виды мошенничества популярны в интернете?

Попрошайничество.

В сети часто можно увидеть посты, где речь идет о нуждающихся. Это могут быть дети, которым нужно сделать операцию, животные, которых нужно содержать в приюте, или родственники, которым нужны лекарства.

Некоторые люди в порыве эмоций и сострадания сразу же переводят деньги по указанным данным. Это неправильно. Вполне возможно, что фотографии просто взяли из сети и выдумали причину для перевода или название организации.

В таких ситуациях всегда необходимо напрямую связываться с организацией для подтверждения правдивости поста.

Также можно попробовать скачать изображение из публикации и найти в интернете подобные. Вдруг мошенник просто взял уже существующие фото из групп других городов.


Фишинг.

Этот вид мошенничества опасен не только выуживанием денег, но и сбором персональных данных. Человеку приходит сообщение на телефон или на почту от банка или от сервиса, к которому привязана банковская карта. В сообщении предлагают перейти по ссылке для обновления данных.

Все выглядит правдоподобно. Жертва переходит по ссылке и действительно попадает на сайт, от которого пришло сообщение. Однако этот сайт лишь клон настоящего. После того, как человек выполнит требования мошенника, у афериста появится доступ к его паролям и денежным средствам.

При получении подобного сообщения верным решением будет открыть в другой вкладке оригинальный сайт. Затем в адресной строке необходимо посмотреть название оригинального сайта и сравнить его с названием в полученной ссылке. Если названия не абсолютно одинаковые, то это обман. Проигнорируйте сообщение или обратитесь в сам сервис для получения точной информации.

«Предоплата».

Если человек решил купить что-нибудь в интернете, но на сайте просят внести предоплату, то нужно насторожиться. В лучшем варианте клиенту действительно придет товар, но он будет заметно хуже заявленного. В худшем – после перевода денег «магазин» перестанет отвечать на сообщения после перевода денег.

Некоторые онлайн-магазины действительно просят внести предоплату за заказ, поэтому пользователи не чувствуют подвох.

Чтобы не стать жертвой аферистов во время шопинга, нужно подробно ознакомиться с магазином – узнать, как давно он существует, и посмотреть отзывы о нем на сторонних сайтах. Также стоит убедиться, что магазин не «клон» уже существующего.

 

Как обезопасить себя от мошенничества

В пресс-службе «СберБанка» «ТВК Красноярск» рассказали, как пользователь может понять, что имеет дело с мошенниками, и можно ли вернуть деньги после того, как вы поняли, что перевили деньги аферисту.

Любой сайт, особенно если он просит какие-либо персональные данные, нужно тщательно проверить, прежде чем с ним взаимодействовать. Как минимум, необходимо проверить наличие на сайте «замочка», то есть защищенного соединения https вместо стандартного http в адресной строке.

Клиентам банка в первую очередь необходимо помнить, что киберпреступники очень умело используют повестку дня для рассылки фишинговых писем.

Важно не открывать электронные вложения от неизвестных и не переходить по ссылкам на подозрительные ресурсы. Также рекомендуется использовать антивирусное программное обеспечение и своевременно его обновлять.

Также преступники используют поддельные скриншоты экранов о переводе денег в «Сбербанк Онлайн» или фото чеков для введения в заблуждение.

Единственным легитимным подтверждением перевода средств является факт зачисления денег на счёт клиента, что проверяется остатком по счёту или выпиской из истории операций, но никак не полученные от кого-либо фото или скриншот.

Если вы уже осуществили перевод мошенникам, то вернуть деньги вряд ли получится. Все переводы осуществляются онлайн, и деньги моментально зачисляются на карты получателя. Поэтому если операция совершена и подтверждена самим клиентом, то заблокировать ее невозможно.

С вами связался мошенник, если вы получили сообщение или звонок со следующими фразами:

·         «Я из службы безопасности»;

·         «На вас оформили кредит»;

·         «Мошенники совершили перевод в другом городе»;

·         «Продиктуйте код из SMS»;

·         «Загрузите приложение»;

В пресс-службе банка добавили, что сотрудники ведут постоянную работу с клиентами и информируют о существующих и новых схемах мошенничества.


Напомним, что «ТВК Красноярск» рассказывали о фейковых Instagram-сборах на лечение: как защитить страницу от взлома и самому не перевести деньги мошенникам.