«Сибирь как бренд»: «Большой репортаж» ТВК об имидже региона и тех, кто его создает

2214

4 февраля


Что для вас Сибирь и Красноярск? Наверняка, вы скажите – тепло родного дома, необычайная природа, великий Енисей, добрые и открытые люди. А что ответят иностранцы? Холод – первая и у многих последняя ассоциация, что, конечно, не может не огорчать. Даже в 21 веке наши края до сих пор представляют дикими и почти безлюдными.

Но что же мы с вами сделали, чтобы это представление изменить? Что сделали власти, которые так много говорят о привлекательности нашего региона и развитии туризма? А ведь у нас есть уникальные мастера, ювелиры и дизайнеры, которые своими руками создают имидж нашего региона, формируют Сибирь и Красноярск как бренд – именно о них пойдет речь в новом «Большом репортаже» журналиста ТВК Дарьи Тарасенко.

Вы можете сосчитать, сколько раз на вышей памяти кто-либо путал Красноярск и Краснодар? Кажется, мы к этому уже привыкли, если даже в правительственных указах наши регионы порой могут спутать. Ну, что с них взять, с москвичей. У них и Норильск – это где-то под Красноярском. Но ведь это на самом деле не смешно. Учителя географии, тут вам должно быть стыдно.

И если большинство из нас просто махнет рукой, то красноярец Игорь Шпехт (вы его, наверняка, знаете) решил – это надо менять. Видели вот такую красную корону и надпись «Россия вокруг нас»? Так это его рук и ума дело. Казалось бы, Игорь просто озвучил факт – мы, красноярцы, живем в центре России. Но ведь это гениально!

«Мы привносим главный смысл такой – неважно, какой будет Россия, с действующим президентом, или придет кто-то другой, неважно, какой будет политический режим, неважно, черное небо, или будет чистый воздух, мы всегда будем оставаться в центре России. Это важный монументальный смысл, который должен оставаться для большинства», – говорит создатель бренда «Центр России» Игорь Шпехт.

Но власти такая идея не понравилась – слишком дерзкая, слишком свободная. Центр – это Москва. А мы тут должны сидеть и не высовываться. Ну, или высовываться в рамках. «Енисейской Сибири», например.

«К сожалению, все, что создается государственными структурами, оно очень нежизнеспособно, оно жизнеспособно только в головах чиновниках. Ну, вот как бы чиновнику нравится, и на другие аспекты они не смотрят. Бренд, он не рождается под принуждением, он не создается навязыванием сверху, бренд создается, когда им начинают пользоваться, когда люди с короной появляются на улице, ты их встречаешь и радуешься. Мне кажется, это самое главное», – считает Игорь Шпехт.

Игорь создал бренд и открыл магазин, где продает сувениры и одежду с сибирской душой. Там есть и деревянные очки «Бревно», которые делают у нас в Красноярске, футболки с надписью «Тайга» – в Омске, варенье – в Кемерово. Ну и магниты здесь тоже есть, куда без них. И все – про Сибирь, про уникальное место в центре России.

А таких мастеров, как другой наш герой по имени Константин, называют самородками. Он делает украшения из рога лося, оленя, разных деревьев и серебра – работа трудоемкая, скрупулезная, тонкая и повторов не бывает.

Уникальные кольца, броши и серьги мужчина создает уже 5 лет. Все началось с того, что мастер сделал кольцо жене, когда случайно в руки попал кусок рога лося. Наталья была в восторге и решила – такие кольца должны увидеть и другие женщины. Поначалу ювелир использовал только рога и смолу, а сейчас в ассортименте еще с десяток сортов деревьев.

Из десятков лежащих в мастерской фантазийных заготовок через какое-то время получатся фигурки животных, миниатюрные музыкальные инструменты или необычные броши. На ощупь, действительно, кажется, что сделаны все они из камня, но это карагач, береза, ясень, яблоня, сосна. Или, например, березовый кап – это такой нарост на стволе.

Кстати, по образованию Константин – биолог, физиолог растений. Так совпало и знания сейчас, конечно, очень помогают. А жена Наталья – экономист, но тоже химико-лесного комплекса. И вот эта пара 14 лет назад создала крепкий союз, а 5 лет назад – мастерскую «Istomin», которую сейчас знают не только в Красноярске, ведь поклонники творчества Константина разбросаны по всему миру.

«Ой, география на самом деле обширная: и Австралия, и Америка, и Европа. В основном это уехавшие, то есть красноярцы, заказывают себе или знакомым, а они уже заказывают сами. Мне вообще очень нравится отправлять в такие страны, это же частичка Сибири, России. Мы всегда интересуемся, как дошло, все ли дошло», – рассказывает совладелица семейной мастерской «Istomin» Наталья Истомина.

Покоряют зарубеж и наши ягоды и травы – экопродукция же сейчас в моде. Вот Светлана Корчагина и поймала волну. Она – директор компании «Сибирь без границ» и создатель марки Organic Express. Под одной маркой Светлана объединила нескольких мелких производителей. Так, говорит, проще.

«На экспорт маленькие объемы не продашь, просят большие объемы, а такая продукция, как дикорастущая, она же практически ручной работы, и больших объемов ее нет. Один производитель качественно большие объемы не сделает. Если большие объемы дикорастущей продукции – это значит добавки и консерванты, потому что большие объему вручную сделать невозможно», – отмечает директор компании «Сибирь без границ» Светлана Корчагина.

Сейчас Светлана пытается найти новые выходы на экспорт. Продукция органик экспресс есть на известных зарубежных площадках: Alibaba, AliExpress и WildBerries. А там бывают очень даже интересные заказчики. Например, в 2018 г. Светлана продала 80 банок варенья из сосновой шишки датскому ресторану с мишленовской звездой. Говорит, сама даже и не поняла, что переписывается с именитым шеф-поваром.

«Мой партнер говорит: Света, ты вообще смотрела, кто это? Я говорю – нет, а что? И мы открываем, это ресторан Нома из Дании, у него мишленовские звезды, средний чек 700 долларов и запись за две недели. Они специализируются на таком, всякие коренья ищут, и вот нашли шишки», – вспоминает Светлана.

В Дании нашим вареньем из Ирбейского района остались довольны – заказывали еще несколько раз. А потом, видимо, сменился шеф-повар, и ему наше варенье стало не нужно. Но Светлана не отчаивается, говорит, скоро о Сибири узнают во всем мире. План по захвату уже почти готов. И поддержка есть неплохая, уверяет женщина – фирма учувствует в нескольких государственных и краевых программах.

А вот Истомины выживают сами, как могут. Говорят, узнавали о программах, но ни в какую попасть не могут. И власти, видимо не выгодно продвигать мелких мастеров.

«Насколько я понимаю, Универсиада дала толчок, юбилей Енисейска тоже, если вы хотите развивать туризм, чтобы край и город стал привлекательным, то почему вы не поддерживаете местных производителей? Потому что на самом деле, заходя в 80% сувенирных магазинов, везде Китай, это штамповка, и самые-самые дешевые материалы», – рассуждает Наталья Истомина.

Сейчас квартира Истоминых превратилась в мини-магазин и мини-выставку. В коридоре пришлось поставить стеллаж, который забрали из торгового центра во время пандемии – гости и родственники могут купить подарок буквально из первых рук. Правда, Наталья очень трепетно относится к каждому изделию и до сих пор очень тяжело расстается с ювелирными произведениями мужа.

Вот таких ответственных и вовлеченных и не хватает, говорит Игорь Шпехт. Он уверен – у нас в городе много мастеров, достойных представлять Сибирь, которые могут стать брендом с общемировым именем, но многие сейчас просто гонятся за деньгами.

«Если есть ребята красноярские, которые умеют что-то классно делать руками, не масс-маркет, который вот на ЧПУ вырезали и сказали, что это ручная работа, а готовы делать руками, но за вменяемые деньги, чтобы для конечного покупателя это была не заоблачная цифра, то мы прям рады будем с вами знакомиться и работать вместе. Нам этого жутко не хватает», – с легкой досадой подмечает Игорь Шпехт.

Одно из главных принципов центра России, говорит, Игорь – доступность. Хорошо бы и власти это перенять, правда? И сделать билеты более дешевыми. Может, тогда больше людей увидят Сибирь и узнают, что здесь не всегда минус 30 и медведи по улицам не ходят. Ведь пока львиная доля иностранцев думают именно так.

Еще один наш герой – Ирина Брестер, фотограф, родилась и выросла в Красноярске, а потом решила, что хочет увидеть мир. Последние 7 лет путешествует – когда мы с ней записывали интервью, она была на Гавайях, сейчас уже, наверное, в Пуэрто Рико. Весной планирует пожить в Турции.

Ирина говорит, что среднестатистические иностранцы не знают о Сибири ничего, как говорят, от слова «совсем». Поэтому шуткам про медведей охотно верят.

«Я могу пошутить, например, что у меня на заднем дворе живет медведь домашний, и сейчас он с моими родителями. И я очень скучаю. Иностранцы в это верят, и их трудно потом переубедить, что это была шутка», – с улыбкой рассказывает путешественница Ирина Брестер.

Кстати, почти на всех фотографиях девушки можно заметить одну и ту же деталь – Ирина уже несколько лет путешествует в красной шапке из магазина Игоря Шпехта. Девушка говорит, любит локальные вещи, такие, что передают атмосферу и душу места. И конечно, всем рассказывает о малой родине. На вопрос, почему так? Почему о Сибири никто не знает? Почему такое уникальное место никто не продвигает? Разве это не задача власти? Ирина пожимает плечами. Наверное, да.


Наверное, да. Наверное, пора бы уже не просто говорить, как у нас здесь прекрасно, и такое место все должны увидеть. А мы должны гордиться своей малой родиной. Уважаемые, мы это слышим уже много лет. Но, может, пора бы уже не просто говорить? Нет, безусловно, туалеты на набережной и новый вход на Восточные Столбы – это хорошо. Но это итак должно быть.

Что говорят эксперты? Во-первых, доступность. Это самое главное, доступные по цене билеты на самолет, транспортная доступность внутри региона. Развитие инфраструктуры как туристической, так и социальной. Но ведь это надо делать, договариваться с перевозчиками, с федеральной властью, с бизнесменами. В общем, уважаемая власть, хватит слов, либо делайте, либо освобождайте место тому, кто это делать будет.