«Якутское кино – особенная вселенная»: киноэксперт Антон Долин о фильме «Пугало»

695

17 февраля


Якутский фильм Дмитрия Давыдова «Пугало» киноэксперты называют самобытным и парадоксальным. Картина о знахарке из села, которую не принимает общество, но каждый раз обращается к ней за помощью, вызвала активное обсуждение в сети. Своими мыслями о фильме и феномене якутского кино с «ТВК Красноярск» поделился кинокритик Антон Долин.

Вселенная Дмитрия Давыдова

«С первого просмотра этот фильм произвел впечатление самобытного явления. На самом деле, все якутское кино – самобытное явление, но “Пугало” – отдельный особенный фильм, потому что внутри якутского кино Дмитрий Давыдов – это особенная история. Не случайно его первая картина уже была в конкурсе Пуссанского фестиваля и ее оценили корейские отборщики. К третьему фильму он сформировал свой язык – очень скупой, но очень выразительный. Вещи, о которых он говорит – они особенные, конкретные только к Якутии, к ее социальным каким-то проблемам, поэтому кино сильно действует и на якутских зрителей, и на людей, которые вообще не представляют, где эта Якутия находится, и что там в ней творится».

«Пугало» – это про внутреннюю свободу, самопожертвование и отверженность

«С одной стороны это фильм об уникальном человеке, белой вороне, о человеке, который не похож на других. Есть в этом что-то общее, например, с фильмом “Рассекая волны” Ларса фон Триера. Идея самопожертвования женщины, одиночки, все это сконцентрировано в этой "как бы" простой истории. Одновременно с этим речь идет, конечно, о том, что и дар, который есть у героини, и ее внутренняя свобода – они даны дорогой ценой, ценой ее мучений, ее одиночества и самопожертвования, ее отверженности.

Это история изгоя. Но это не о человеке, который хочет в общество, который туда рано или поздно попадет и что-то совершит. Это история о человеке, который не может стать частью общества. И такая драма окружает нас всех – нет социума, который лишен этих драм, и в котором нет таких персонажей. Поэтому, не смотря на то, что это специфическая история знахарки из якутского села, при этом с фильмом идентифицироваться, так или иначе, сможет зритель из любого уголка мира».

Феномен якутского кино

«Слово самобытное – оно очень много объясняет. В нынешнем мире, который весь состоит из таких глобализованных явлений, в культуре, искусстве и в том числе в кино, которое не похоже своим киноязыком на что-то другое – это очень большая редкость и огромная ценность. Это именно тот самый случай – это вполне достаточная причина, что этот феномен заслуживает разговора.

В Якутии своя культура, свой язык, свои традиции, своя мифология, своя религия, они другие – не такие, как в других регионах России. И это имперское завоевание русским языком и культурой, только отчасти коснулась Якутии – все-таки она слишком далекая и слишком большая, холодная и особенная. И благодаря этому, во-первых, у них есть потребность в своем кино, во-вторых у них гораздо более прохладное отношение к глобалованному кинематографу, который смотрим мы все – к российским и голливудским блокбастерам. Якутские фильмы в Якутии реально часто получают больше денег и больше зрителей, ну а кинематографисты, в свою очередь, благодарны за то, что у них такая верная аудитория, и ее количество растет.

У нас в "Искусстве кино" вышел такой материал, дискуссия, круглый стол якутских кинематографистов и прокатчиков. И вынесли цитату: “У полреспублики кино снимает, а полреспублики – смотрят”. Я думаю, именно так и происходит, и вряд ли можно представить себе другую республику, внутри России, где это было бы осуществимо».

Давыдов, Звягинцев, Тарантино

«Очень многие режиссеры, сценаристы и даже актеры в Якутии, у них есть и другие профессии, которыми они зарабатывают на жизнь. И Давыдов именно такой, он – учитель начальных классов. Он 16 лет проработал в школе, сначала учителем, потом директором школы. Совсем недавно он уволился из школы и хочет заниматься только кино. Но он непрофессиональный режиссер, который достиг таких высот, благодаря своему таланту и больше ничему. Непрофессиональные режиссеры, которые не учились этому, например, и Андрей Звягинцев, и Квентин Тарантино, поэтому Давыдов – не первая такая фигура в истории кино и даже современного».

Премьера фильма на большом экране состоялась 15 февраля. В прокат «Пугало» выйдет 25 февраля.


Ранее «ТВК Красноярск» рассказывали о феномене фильма «Пугало».