«Неравнодушные»: творческая мастерская Юлии Долгопол

1068

13 марта


«Неравнодушные» – совместный проект ТВК и Фонда Михаила Прохорова. В нем красноярцам рассказывают истории о местных культурных и инициативных деятелях, которые живут рядом с нами. 

В третьем выпуске Наталья Кечина рассказывает о мастерской Юлии Долгопол, в которой создаются шедевры из стекла и керамики.

Художница Юлия Долгопол вместе с отцом Иоанном Боевым спустя 3 года после открытия самого молодого красноярского храма святого Тирона на правом берегу осматривает дело рук своих и коллег. Три огромные мозаичные фрески на входе – Троицы, Святителя Николая Чудотворца и великомученика Федора Тирона, покровителя этого места.

Батюшка рассказывает: для краснояской епархии в свое время это было своего рода откровением – узнать, что не московские, не заграничные, а красноярские мастера способны изготовить фасадные иконы. За всем этим – невероятный и тяжелый труд. Каждая икона весом до 300 кг, при установке ее с трудом поднимали 6 человек с разных сторон.

«Постоянно работали 3 человека, иногда четвертый подключался. Работали 4 месяца. Здесь было такое техзадание, чтобы иконы были не совсем приклеены к кирпичной поверхности, а были съемными. Поэтому сначала монтировали на каменную основу, затем уже ее монтировали на фасад храма», – рассказала Юлия Долгопол, руководитель творческой витражно-мозаичной мастерской.

На сегодня фасадными фресками мастерской Юлии Долгопол украшены уже шесть храмов на территории края, в том числе знаменитый и любимый горожанами Успенский монастырь. Когда-то предположить, что именно такие заказчики появятся в мастерской не могли ни Юлия, ни ее коллеги-единомышленники.

Юлии Долгопол 50 лет. Она закончила биохимический факультет Абаканского пединститута и факультет декоративно-прикладного искусства Красноярского художественного института. Обучалась работе со стеклом у мастеров Москвы, Санкт-Петербурга и Израиля. С 2006 г. – руководитель творческой витражно-мозаичной мастерской.

В углу маленькой мастерской Юлии Долгопол скромно стоит святитель Лука, он же хирург Войно-Ясенецкий, работавший в Красноярске в годы войны и весьма почитаемый. В последний момент частный заказчик от работы отказался – так бывает. Создание мозаичных работ – это всегда своего рода вызов художнику. Используются разные техники и материалы – витражное стекло, смальта и самое настоящее сусальное золото.

Много ли можно вспомнить в нашем городе (за исключением некоторых храмов) уличных мозаик, витражей – картин из цветного стекла? Конечно, нет. Главная причина – тайну специального морозоустойчивого цемента каждый творец не разглашает никогда.

Иконы – это только малая толика того, чем занимаются в мастерской Юлии Долгопол. Изначально она и еще четыре ее однокурсника объединились с целью творить без всяких шаблонов и ограничений. Как правило, все существующие мастерские узкоспециализированные. Юля и сотоварищи хотели использовать все, смешивая и экспериментируя – металл, стекло, керамику.

Стекло и всевозможные варианты его преображения – это, конечно, пламенная страсть всех членов мастерской. Здесь стараются приобретать все новейшие приспособления для колдовства над стеклом. В Сибири уже делают муранское стекло посредством лэмпворка (художественная обработка стекла в открытом пламени горелки).

Также используют технику фьюзинга, когда запекаются пласты стекла. Надо сказать, что когда художники выполняют работы не на заказ, а для души, то очень часто вдохновением для них является сибирская природа.

«У нас работы выполнены в технике фьюзинг. Эти пласты запеченные такие живописные, на тему нашего севера красноярского. Очень красивая сама по себе техника, позволяющая отразить живопись. В своих работах тему природы нашего края от юга до севера я использую часто. Почему север? На мой взгляд, красивее мест я не видела. Суровая природа с быстрой сменой характера», – делится Юлия.

Классика жанра – это керамика. Наиболее популярны у населения тарелки, не обязательно декоративные. Есть и выполненная своими руками посуда для пищи, которая покрывается бессвинцовой пищевой глазурью. Для основы рисунка часто используются слепки растений и травинок.

«Стекло – это любование. В керамике совсем другое. Здесь важные тактильные ощущения. Керамику хочется взять в руки. Потрогать, ощутить ее формы, тяжесть. Фактуру, внутреннее тепло. У многих людей есть своя так называемая любимая кружка, и часто это как раз кружка ручной работы, сделанная мастером, купленная на ярмарке. А совсем не фабричная штамповка».

Вся мастерская Юлии Долгопол – как музей или магазин, где представлены работы мастеров на любой вкус и кошелек. Великое множество сувениров и украшений для модниц, которых никогда и ни у кого не увидишь. До печальных карантинных времен стали невероятно востребованными мастер-классы, причем и для взрослых и детей.

Тогда никто не ожидал такого ажиотажа. Видимо, люди соскучились по этому роду деятельности – создать что-то своими руками, причем эксклюзивное. Когда случилась пандемия, обрушился просто шквал звонков: сделайте что-нибудь, наши дети хотят творить. Художники сделали специальные заготовки.

Прошлый год мастерскую подкосил материально и морально, как и многих. Заказчиков стало меньше, людям было не до витражей и керамики. Но в 2020, тем не менее, здесь не было ни дня простоя. Художники Даже в отсутствие заказов каждый день приходили на работу и творили для души. Они как никто знают, что мир правда спасет красота. В том числе сделанная из стекла и керамики.

«Керамика и стекло являются материалом, прошедшим через огонь. А значит, немного мистической силы и энергетики. Как птица феникс, каждый раз восстающая из пепла. Изделия хранят в себе какую-то тайну. Преображаются в огне. Дают порой неожиданные результаты на выходе, которые никогда уже не повторить».


Теперь зрители ТВК, самого цитируемого СМИ в Красноярском крае, могут поддержать редакцию не только лайками и подпиской в соцсетях. На главной странице сайта появился раздел «Поддержать ТВК». Он для тех, кто хочет сделать свой личный вклад в развитие независимой красноярской журналистики.