«АИ-92. Что с бензином?»: «Большой репортаж» ТВК с исследованием качества топлива в Красноярске

7139

1 апреля


Вы уверены в топливе, которое заливаете в бак, и отдаете за это немалые деньги? 15 лет назад ТВК проверяли качество бензина – тогда 2 из 5 образцов оказались фальсификатом. В 2006 г. литр 92-го стоил примерно 18 руб. Сейчас в среднем – 44 руб – это в 2,5 раза дороже. Видимо, и качество топлива выросло раза в 2, и подделок сейчас быть не должно.

Так ли это на самом деле? Мы отобрали пробы с четырех самых популярных АЗС Красноярска. О результатах новой проверки – в «Большом репортаже» Дарьи Тарасенко «АИ-92. Что с бензином?».

Чтобы провести проверку, мы обратились в Центр стандартизации и метрологии – ЦСМ. Здесь проводят независимые исследования.

Для отбора проб ведущий инженер Павел Соболев использовал вымытую по ГОСТу специальными средствами высушенную в сушильном шкафу тару. Сначала бензин наливают в металлические канистры, после – в бутылки из темного стекла.

Ровно такую же процедуру ТВК проводили 15 лет назад, в 2006 г., но тогда бензин в бутылки наливала автор репортажа Ксения Черепанова. И, конечно, владельцы заправок, где анализ показал контрафакт, решили, что это журналист что-то не так сделала. Пришлось долго разбираться.

Чтобы избежать подобных упреков, в этот раз образцы отобрали сотрудники ЦСМ.

Всего мы проверим топливо на четырех АЗС. Мы выбрали самую ходовую марку – АИ-92, и самые известные крупные сети. Для большей объективности берем пробы в разных районах города:

  • «25 часов» на Красрабе. Здесь литр 92-го на момент съемок стоил 43 руб. 50 коп.
  • «Газпромнефть» на Свободном. Цена – 42 руб. 85 коп. за литр.
  • «Роснефть» в Солонцах. Здесь за литр бензина придется отдать 42 руб. 30 коп.

  • «КНП» на Республики. Цена – 44 руб. 50 коп. за литр.

 

Специалисты налили в канистру 3 литра топлива, а затем разлили его в 3 бутылки. Две нужны для исследования. Еще одна – так называемая арбитражная проба. Она будет храниться, как доказательство, что бензин точно с этой заправочной станции. И если у владельцев будут претензии, то у нас есть материал для еще одного независимого исследования.

Все образцы проверим по самым важным параметрам: октановое число, содержание серы, фракционный состав.

Октановое число – показатель, который характеризует детонационную стойкость топлива, то есть способность противостоять самовоспламенению при сжатии. Это важнейшая количественная характеристика топлива, на основе которой определяется его сортность и применимость в двигателях той или иной конструкции.

Содержание серы в топливе – параметр, по которому присваивают экологический класс. Сейчас в России разрешена реализация топлива не ниже 5-го экологического класса. Содержание серы не должно превышать 10 миллилитров на кубический дециметр.

Фракционный состав – главный показатель качества топлива. Состав фракций бензина важен для пуска двигателя и быстрого разгона машины, небольшого расхода топлива, равномерного качественного и количественного распределения топливной смеси по цилиндрам двигателя, а также минимального износа поршней и цилиндров. 

Исследования покажут, чем мы заправляем свои машины и чем дышим. 15 лет назад ситуация была хуже – автомобилей было меньше, но качество бензина было в разы хуже, а выбросы в разы ядовитей.

Тогда, чтобы повысить октановое число и улучшить детонационные свойства, в качестве присадки использовали бензол или свинец. А точнее – тетраэтилсвинец – ядовитое металлоорганическое соединение. Оно накапливается в организме и поражает практически все органы и системы. Особенно нервную.

Доля этилированного бензина в Советском союзе и в России в 90-е гг. была огромной. Запретили использовать свинец в качестве присадки в 2002 г. Сейчас одной из самых популярных присадок можно назвать бензол. Согласно экологическим нормам «Евро-5», его содержание не должно превышать 1%, поскольку в большей концентрации он резко увеличивает нагрузку на катализатор. Но главное – от этого мы дышим ядовитыми выбросами, которые вызывают онкологические заболевания и бесплодие.

«Многие исследователи отметили, что карбонильных соединений в выбросах автотранспорта стало больше. Это ацетальдегид, ацетон и формальдегид. Формальдегида стало меньше, а ацетальдегида и ацетона может быть больше. Они нейротоксичные», – рассказывает эколог Сергей Михайлюта.

 

При этом, нельзя утверждать, что основной вклад в «черное небо» в Красноярске вносят автомобили, считает эксперт. Эту версию активно продвигают власти. Якобы треть и даже больше всех загрязняющих веществ – выхлопы машин. Нам говорят: в городе сейчас примерно 400 тыс. единиц автотранспорта, на него приходится 66 тыс. тонн выбросов в год. Но откуда такие цифры? В некоторых штатах США, например, на 2,5 млн. автомобилей приходится только 11 тыс. выбросов. И какие конкретно загрязнители учитывали? Эколог уверен, что власть специально сдвигает акцент на транспорт, уводя внимание от реальных загрязнителей:

«Нужно говорить по конкретным группам веществ. Вот, например, карбонильные соединения. Понятно, что доля будет выше у металлургического или теплоэнергетического предприятия. С этим нужно разбираться, нужно проводить релевантную инвентаризацию. А я вам скажу, почему сейчас это невозможно. Потому что все эти годы промышленное лобби работало таким образом, чтобы не появлялось нового оборудования в лабораториях, которые могут все это измерить. Система мониторинга не получала должного развития. То, что понатыкали больше постов, не дает нужной информации. Более того, методики инвентаризации вообще не соответствуют европейским и американским стандартам измерительных технологий. Все это сделано так, чтобы промышленные предприятия могли и дальше зарабатывать большие деньги в обход тех платежей, которые они должны платить».
Егор Фролов – заместитель председателя отделения федерации автомобилистов России в Красноярском крае. Он за рулем 20 лет, и без машины себя уже не представляет.

Егор считает: чиновники лучше бы не стрелки переводили, а реально следили за качеством топлива. За 20 лет он сменил 5 машин. Сколько раз чинил поломки из-за плохого бензина даже трудно сказать. Но один неприятный сюрприз автомобилист помнит до сих пор:

«Было, наверное, 15 лет назад. Я ехал их Тольятти, перегонял автомобиль, и заправился перед Красноярском на АЗС «Сюрприз», и сюрприз произошел уже возле Дивногорска. Это хорошо, сто был практически в Красноярске. У меня в Дивногорске просто встал автомобиль. Тогда я еще не имел никакого опыта. Я дотянул до ближайшего сервиса, где мне промыли топливную систему. Это был ВАЗ-2105. Я потерял почти двое суток на то, чтобы мне это все сделали».

Безусловно, говорит Егор, за 15 лет качество бензина стало лучше благодаря законам о проверках и штрафах. Сейчас проверяют не только документы, но и делают лабораторные исследования.

Денежное наказание за некачественное топливо составляет 1% выручки от продажи горючего, но не менее 500 тыс. руб. При повторном нарушении штраф возрастает до 3% с оборота, но не менее 2 млн руб. Возможна и приостановка работа АЗС на срок до 90 дней. Конечно, никто не хочет платить такие суммы, количество контрафакта сокращается.

Согласно данным последней проверки Росстандарта, в 2020 г. некачественное горючее обнаружили на каждой десятой российской заправке. В 2015 г. показатель был в 2 раза выше. Но 10% – все еще большая цифра. Это значит, что сотни тысяч машин прямо сейчас стоят в автосервисах из-за плохого бензина.
Вадим Митин, владелец сети автотехцентров «АвтоТоп» занимается ремонтом уже 21 год. Он рассказал, что чаще всего от некачественного топлива страдают фильтры, свечи – сгорают электроды, образуется нагар.

Специалист говорит: если вовремя не проверять и не менять эти расходники, то ремонт встанет в копеечку. Например, из-за сгоревшей свечи может полететь катушка, а это от 2,5 до 25 тыс. руб. в зависимости от марки и года выпуска машины. Или выйти из строя могут форсунки двигателя. Заменить их все стоит как полавтомобиля.

«Есть вариант, конечно, их отремонтировать, но очень часто они пребывают в таком состоянии, что очистить их не удается», – отмечает эксперт.

 

Вадим Митин клиентам, конечно, рад. Но понимает, что сейчас доходы у людей падают. И дорогостоящий ремонт потянут не все. Поэтому куда выгоднее постоянно следить за машиной. Но как понять, что с автомобилем что-то не так из-за бензина?

«Что касается топлива, то это плохая заводка в морозы, ухудшение динамики, провалы, дергание где-то на светофоре – вот основные симптомы. Крайний случай, когда машина может просто заглохнуть на светофоре», – говорит владелец сети автотехцентров.
Такое происходит, но редко. Обычно крупные сети АЗС пытаются сразу же уладить проблему и ремонтируют авто за свой счет. Вообще, эксперты говорят: серьезные бренды опасаются серьезных штрафов и за качеством более-менее следят. А вот мелкие заправки до последнего играют ва-банк.

Егор Фролов рассказывает: федерация проводила свою проверку 4 года назад, и почти на всех мелких АЗС продавали фальсификат.

– Сейчас же, наверное, в 2021 г. все понимают, что заправляться на мелких АЗС не стоит, лучше у сетевиков. Почему тогда заправляются?

– Во-первых, на мелких заправках, где продают бодягу, ниже цена. Коронавирус и его последствия ударили по кошелькам автовладельцев, и они выбирают не качество, а низкую цену. И сейчас нельзя проводить проверки, и вот такие заправки этим пользуются.

Но так ли все радужно у крупных игроков топливного рынка? Где можно заправляться, а где лучше не стоит? Что показала проверка?

Таких результатов не ожидали даже специалисты. Говорят, все последние проверки крупные сети проходили.

Сейчас показатели одного из образцов не просто не соответствуют нормам, а даже пугают. Это бензин с АЗС «25 часов» на Красрабе. Октановое число этого топлива 95,7. По ГОСТу должно быть не менее 92. Вроде бы все нормально, но для экспертов – это уже звоночек. В итоге выяснилось: содержание серы больше в 3 раза, фракционный состав при 100 градусах не отходит, а бензола больше нормы в 6 раз. Это очень опасно, прежде всего, для людей. Хотя и машина за такое «спасибо» не скажет.

«На сегодняшний день для экологического класса К5 содержание бензола нормируется не более 1%, а здесь 6%. Соответственно, он не соответствует экологическому классу К5, и его реализация на территории РФ запрещена. Бензол является сильным канцерогеном и токсичным веществом, то есть при неполном его сгорании также происходят отложения на камерах поршней. Повышенное содержание производных бензола приводит к онкологическим заболеваниям и бесплодию», – объясняет Алексей Боос, ведущий эксперт отдела стандартизации и оценки соответствия красноярского ЦСМ.

Итак, один образец, с заправки «25 часов» проверку не прошел. Такой бензин продавать нельзя.

Остальные образцы – в пределах нормы. Это АИ-92 «КНП», «Роснефти» и «Газпромнефти».

У многих, наверное, сразу возникает вопрос – какой из них самый лучший? Эксперты же говорят: такие оценки некорректны – топливо либо соответствует нормам, либо нет.

Что получается? За 15 лет мы не сильно-то далеко ушли. Тогда из 5 образцов фальсификатом оказались 2. Сейчас из 4 – 1. Важно отметить: в 2006 г. не было крупных сетей. Мы проверяли АЗС на Кецховелли, у которой даже названия не было, «Сибнефть», «Сатурн-М» и «Фортуна-плюс». Большинство из них мелкими так и остались, либо ушли из Красноярска и теперь работают в городах края, как «Фортуна плюс».
В крупную успешную сеть выросла только компания «25 часов». Но парадокс – сейчас проверку бензин не прошел. Вторая красноярская сеть – «КНП» – проверку прошла. Остальные – сети федеральные – тоже.

Эксперты говорят: сейчас тенденция на укрупнение. Так проще вести бизнес и контролировать процессы. Региональным компаниям труднее – нужно больше сил и средств, чтобы поддерживать марку и удержать клиентов. Например, в «КНП» говорят, что приходится проверять качество 4 раза, на всех этапах. И как мы видим, это дает результаты. Но, похоже, так работают не все. А вот цены поднимают все.

Пока мы снимали репортаж, «Газпром» повысил стоимость бензина дважды. Понятно, что остальные сделают это тоже. По-другому не бывает.


Теперь зрители ТВК, самого цитируемого СМИ в Красноярском крае, могут поддержать редакцию не только лайками и подпиской в соцсетях. На главной странице сайта появился раздел «Поддержать ТВК». Он для тех, кто хочет сделать свой личный вклад в развитие независимой красноярской журналистики.