«Неравнодушные»: музей раритетных радиоприемников Владимира Каца

1344

10 апреля


«Неравнодушные» – совместный проект ТВК и Фонда Михаила Прохорова. В нем красноярцам рассказывают истории о местных культурных и инициативных деятелях, которые живут рядом с нами.

В новом выпуске Наталья Кечина рассказывает о музее раритетных радиоприемников коллекционера Владимира Каца.


Редко кто, попав в первый раз в ангар, переделанный пенсионером Владимиром Кацем в своего рода музей, не впадает в ступор, шок или восторг. Отечественная радиотехника ХХ в., более 300 экземпляров, выпущенные когда-то в СССР, а теперь уже заграницей – в Прибалтике, Беларусе, Украине. Владелец всего этого богатства –  Владимир Кац – профессиональным радиотехником никогда не был.

Любопытно, что все присутствующие здесь экспонаты – действующие, при этом они доведены до ума лично хозяином коллекции. Когда-то маленький Вова, как и многие пионеры Советского Союза, занимался в радиокружке. Но, наверное, научиться паять, собирать сложные схемы всех тогда научила, по большому счету, жизнь, а точнее, нищета. В 50–60-е гг. телевизор был атрибутом роскоши. К счастливым обладателям приходили порой толпы соседей, как в кинозал, чтобы посмотреть любимое кино.

«Мы жили в красноярском общежитии политеха. Тогда сильно модно было смотреть хоккей. У нас телевизор был только в одной комнате у Сургуцкого Виктора. К нему набиралось столько народу, что двери уже открыты, столько… Вот когда наши с канадцами играли, невозможно было смотреть. И вот в то время со мной парень жил в комнате. У него был телевизор "Енисей". Он, говорит, поломанный в сарае стоит», – рассказывает Владимир Кац.

Неделю студент Кац тогда корпел над поломанным «Енисеем». Сделал таким образом: разгрузил этаж поклонников хоккея, которые собирались теперь в двух комнатах общаги. Я получил бесценный радиотехнический опыт.

Самый первый появившийся телевизор Советского Союза – «КНВ». На экран его надевалась специальная линза, которая заполнялась дистиллированной водой, и изображение увеличивалось в полтора раза. Телевизоры «КВН» часто мелькали в кадрах старого кино, но социальное неравенство во времена строительства коммунизма имело место быть. Как сказал Владимир Маерович, были разные варианты «КВН». Эконом-вариант и тот, который могли себе позволить только очень богатые люди, часто «при связях». Именно такой, «навороченный» по тем временам,  мелькает в фильме «Москва слезам не верит», когда девушки-провинциалки попадают в богатую квартиру.

«Для людей, народа, выпускались, а это для элиты. Выпускали в "ГосПроде", в "Саксенверк"е в Германии, в "Советском акционерном обществе". У нас, видимо, такого качества сложности были. Вот для элиты. Экран закрывался, чтоб не всем было понятно, что это телевизор. Вот в таком виде он, радиопремник», – говорит коллекционер.

К своему умению работать руками и любви к радиотехнике Владимир Маерович вернулся в 70-80-е гг. Тогда, как альтернатива советским радиостанциями с вечными партийными отчетами вождей и соответствующей музыке, в эфире некоторых городов стали появляться так называемые радио-хулиганы.

Они не только просто беседовали между собой, но и проводили, как бы сейчас назвали, целые конференции. Еще крутили в эфирах опальную музыку. Например, познакомили многих в стране с творчеством Владимира Высоцкого. Владимир Кац  утверждает, сам он радиохулиганством не занимался, но изготавливал для нуждающихся соответствующее оборудование – вот такие приставки.

«Вот эта штука и любой радиоприемник, и микрофон. Но раньше с микрофонами туго было, почти ни у кого их не было. Можно было взять динамик обыкновенный из сети, подключить его, и в него, в динамик, говорить. У динамика функции примерно такие же, как у микрофона. Схема простейшего радиопередатчика. Вот конденсатор переменной емкости, лампа, выходной пентод и катушка – колебательный контур, и еще один конденсатор и сопротивление. И больше тут ничего нету. 3 провода, которые должны идти к радиоприемнику», – объяснил пенсионер.

Очень мощный усилитель по тем временам в 10 ватт Владимир Кац создал по инструкции из журнала «Радио» №11, 1966 г. У него бережно хранится подшивка журналов «Наука и жизнь», «Юный техник» и «Радио». Это сейчас любая технология – коммерческая тайна, а такие вот журналы – кладези для радиолюбителей с подробнейшими схемами. Диссиденты, официально провозглашенные и примкнувшие к ним, нарушали закон и слушали так называемые подрывные антисоветские радиостанции, которые в СССР глушили.

«Америку можно было ловить на 49 метров, но в наших радиоприемниках такой частоты не было, так вот радиолюбители крутили контура, немножко подстраивали, и бывало, что удавалось выходить на те радиостанции, которые нам слушать не надо было», – рассказывает Кац.

Самые часто распространенные ламповые радиоприемнки «Рекорд» – их здесь больше тридцати разных модификаций. «Рекорд» выпускало каждое крупное предприятие каждого крупного города в СССР, а вот в Красноярске  нет. Почему – история теперь умалчивает. У нас было много серьезных заводов, в том числе работавших на оборонную промышленность. Зато в Красноярске выпускали телевизор: сначала «Енисей», потом «Рассвет».

Когда телевизорный завод уже совсем был в «предсмертных конвульсиях», хотели создать совместное с японцами предприятие, чтобы выпускать цветные аппараты. Но эти экспонаты, а также «Торговый квартал на Свободном» – это все, что осталось от прославленного когда-то предприятия. Удивительно, но даже на этих ретро-аппаратах иногда можно поймать телевизионные каналы.

Все оборудование в коллекции Владимира Каца работающее. Например, радиоточки – кухонные приемники теперь ничего не ловят, равно как и ламповые приемники не ловят волны ФМ. Зато проигрыватели и катушечные магнитофоны издают вполне понятные звуки.

«Студийный магнитофон на бобинах. Не на катушках, а на бобинах пленка. Здесь только одна сторона рабочая. Одна дорожка. Все те двухдорожечные, а эта одна играет. Записи тоже тех лет старые», – говорит Владимир Кац.

Есть аппаратура, удивляющая дизайном. Например, московский приемник «Мир» 1948 г. выпуска с такой оригинальной светящейся шкалой и зеленым глазиком, или радиоприемник и часы «Рассвет».

«Включить, чтобы утром он включился в 7 утра, когда ушел. В 8 он выключился. Это изготовили по просьбе радиолюбителей. Радиолюбители сами делали из будильника включение , то есть к звонку подключилось, чтобы включалось реле, и включало радиоприемник. Потом завод изготовил такой радиоприемник, который сам включит и сам выключит в заданное время», – рассказал коллекционер.

Все же эти экспонаты когда-то были действующими, кому-то принадлежали, были купленными за немалые деньги. Приличный радиоприемник – это средняя зарплата обычного жителя СССР, а телевизор мог стоить 2–3 зарплаты. Всю эту технику берегли и ей гордились.

Когда это понимаешь, невозможно безэмоционально все созерцать. Скромно в углу висит простой радиоприемник, который называли «черная тарелка», к которому  когда-то на улице сбегались сотни людей, каждый раз надеясь услышать из уст "Левитана" только одно главное слово – «победа».

Вопрос, где все это добро берет Владимир Кац, почти никто не задает: на помойках, старых чердаках, дачах. Особо редкие экземпляры можно купить в интернете, но для пенсионера это дорого. Он говорит, что он сам может наладить что-то, хоть год будет копаться. Аппаратуру он не продает. Экскурсии устраивает только для близких и знакомых. Однако один раз в году, 7 мая, Владимир Кац надевает красивый наряд, делает уборку, включает музыку и ждет в гостей. Потому что изобретение радио он считает величайшим достижением человечества, а его создателя Александра Попова, чей огромный портрет висит в музее, одним из величайших умов мира.