«Неравнодушные»: красноярская библиотека им. Добролюбова и клуб узников концлагерей «Дети войны»

1166

24 апреля


«Неравнодушные» – совместный проект ТВК и Фонда Михаила Прохорова. В нем красноярцам рассказывают истории о местных культурных и инициативных деятелях, которые живут рядом с нами.

В новом выпуске Наталья Кечина рассказывает о красноярской библиотеке им. Николая Добролюбова и клубе малолетних узников фашистских концлагерей «Дети войны».

В Красноярске прошел финал первого публичного показа видеоверсии спектакля «Партитура памяти», посвященного Международному дню освобождению узников фашистских концлагерей. Хотя в зале было темно и лица были скрыты масками, эмоциональный накал ощущался без видимых слез. В зале было много молодежи, но никто не отвлекался на телефоны и разговоры. Полнейшая тишина и только сцена. «Партитура памяти» – это финал долгого сотрудничества клуба малолетних узников концлагерей и красноярской библиотеки им. Николая Добролюбова.

Библиотеку им. Добролюбова открыли в 1964 г. С 2011 г. при ней организовали клуб малолетних узников фашистских концлагерей «Дети войны». В 2014 г. вышли 2 сборника воспоминаний и серия видеороликов «Живое слово поколений». В 2019 г. коллектив библиотеки начал реализовывать проект «ТЕАТРОТЕРАПИЯ: Творчество как способ продления активной жизни бывших малолетних узников, проживающих в городе Красноярске».

Этот спектакль – явление совсем необычное. Все, что показано на сцене, дело рук исключительно сотрудников библиотеки. При этом актеры в спектакле непрофессиональные. Все участники – молодые. Они прониклись идеей создать что-то в память о детях, переживших войну. Такой эмоциональный посыл на чаше весов перетягивает любой диплом актера. Сначала в библиотеке шли жаркие споры, как передать со сцены эту боль и ад концлагерей и как рассказать о «Детях войны». 

«Мы понимали, что дети не должны принимать участие. А как показать жизнь малолетних узников в концлагере? Мы тоже сначала не понимали, но потом к нам пришла идея, когда мы прочитали книгу, что дети рождались в концлагере», – поделилась заведующая библиотекой Елена Дмитриева.

Дружба библиотеки и «Детей войны» началась 10 лет назад. Сначала стариков приводили в школы на открытые уроки. Потом поняли: когда сразу много детей, теряется фокусировка и проникновенность. Тогда придумали собираться в библиотеке маленькими группами, чтобы была возможность диалога. «Дети войны» приносили нынешним детям свои фотографии и сохранившиеся вещи с тех времен. Затем предложили проводить для молодежи мастер-классы по вязанию и готовке. 

«9 мая в семье было очень важно. Я никогда не сталкивалась с бывшими малолетними узниками, но я знала, что они существует. Не сводила меня жизнь с ними. А когда я пришла работать в библиотеку, тогда столкнулась с ними. Я поняла, что надо об этом говорить. Нельзя молчать. Первые мои ощущения: я преклоняюсь перед этими людьми. Это некрасивые слова, потому что эти люди получили в детстве очень большую душевную травму. Они помнят до сих пор яркие картинки из своего детства. Их не сотрешь в памяти. Но тем не менее, все люди состоявшиеся. Они создали семьи, работали», – рассказала Елена Дмитриева. 

2 книги – документальные воспоминания о той страшной правде. Сборник редактирован и подготовлен к изданию сотрудниками библиотеки. На данный момент, на территории Красноярского края осталось всего 300 малолетних узников концлагерей. Чтобы память не стиралась, стали делать видеоролики с рассказами очевидцев. 

«Досталось маме, а не нам. Мы были маленькими. Она настрадалась. Когда она лежала после инсульта, она все время бредила и говорила страшная война, страшная война», – рассказывает Алиса Грачева, которая родилась в концлагере в г. Мюльхайм-ан-дер-Рур в Германии.

Когда возникла идея рассказать, что жизнь продолжалась и в концлагере, где вопреки всему рождались даже дети, вдохновились все. Библиотекарь Нелли Датик, по второму образованию режиссер, взялась за сценарий и постановку.

«Я, будучи беременной, ставила постановку с главной героиней, которая тоже была беременная. Было морально тяжело работать с главной героиней, с ее монологами. Когда она говорила своему ребенку, что он – это смерть, что ребенок в лагере умрет, и тому подобное, мне приходилось морально настраиваться во время репетиций. Приходилось успокаивать своего ребенка и говорить, что это мама работает, мама режиссирует, мама играет, это не про тебя, тебя зовут по-другому», – рассказывает Нелли Датик.

Репетиции были в течение года. Актеры вдохновенно искали и шили костюмы, учили слова. Оказалось, что самое сложное – вжиться в ту атмосферу, те реалии, в которых жили 80 лет назад не на сцене, а в жизни. 

«Слушать – это одно. А когда ты погружаешься в эту обстановку, то испытываешь все эти эмоции, что раньше ты никогда не испытывал. Показать это было гораздо тяжелее, чем слушать. Сложность изобразить страх и чувство, что тебя ожидает, через что тебе предстоит пройти, как выжить в этой обстановке, когда в любой момент ты можешь умереть», – рассказала библиотекарь и исполнительница одной из ролей спектакля «Партитура памяти» Анастасия Федорова. 

Сюжет спектакля простой, но от этого он еще более ужасающий в своей простоте. Героиня Мила вопреки адским условиям становится мамой, но ее малыш Саша умирает. Тогда надзирательница предлагает ей заменить рожденного и умершего ребенка на мальчика умершей француженки Клэр – Джеймса. Таким образом спасти чужого ребенка и спасти жизнь своему.

«– Мила, можно поменять детей. Сказать, что умер Джеймс, а не Саша. Ребенок Клэр станет твоим сыном. 

– Как это моим сыном? 

– Я усыновила десятерых, матери которых умерли. Семеро из них потом умерли. Я больше не могу их терять. Возьми ребенка. Джеймса».  

Все создатели спектакля пришли к главной мысли: то, что дети концлагерей еще живы, стало возможным благодаря взрослым: мама и папам, чужим. У зла нет национальности, равно как у добра и милосердия. Многие малолетние узники с особым трепетом вспоминают, как им помогали фашистские служители концлагерей. Спасали, рискуя собственной жизнью. Фрау Айгеле – это все, что знает Елена Соколова о своей спасительнице – пожилой немке, которая уберегла ее от голодной смерти в нацистском концлагере.

«Она сделала мне пропуск. Как сделала, я понять не могла. Я одна с завода – заканчивается смена, я иду к ней: полы перемыть, картошку почистить. Она обязательно что-нибудь вкусненькое сделает», – говорит Елена Соколова их концлагеря в Освенцим в Германия.

На сцене только раз появляется участница, прошедшая латвийский концлагерь – Антонина Гурина. Ей очень трудно говорить эти слова с выражением, как положено актрисам. Антонина до сих пор впадает в ступор от лая собак. У нее есть своя история спасения, и это тоже благодаря маме, чужой маме. 

«Стали нас увозить. Овчарка начала драть меня. Я закричала. Все дети закричали, это же дети. Тогда офицер спустил собаку. Незнакомая женщина кинулась и закрыла собой меня. До сих пор ношу укус. Мама всегда говорила: если она жива, дай бог здоровья, если нет, царствие ей небесное», – рассказывает Антонина пурина из концлагеря в г. Мадона, Латвия.

Изначально планировали показ офлайн спектакля. Однако вмешалась пандемия, поэтому сделали видеоверсию, показ которой и состоялся. Помимо молодежи на премьере почетными гостями были «Дети войны». Людмила Писаренко в годы войны жила на оккупированной территории Беларуси:

«Наше поколение помнит войну. Оно знает войну. Молодежь не знает, что это такое. Она это не пережила. Поэтому надо рассказывать, чтобы знали, какой это кошмар. Просто кошмар – война. У меня стихотворение – я на митинге выступала, заканчивала выступление такими словами: "Обращение к молодежи: берегите же мир на планете, чтобы были счастливыми дети. Чтоб не было больше войны, берегите покой страны"». 

Все пришли на премьеру, несмотря на возраст и самочувствие. Владимир Мажаров, которому национальный географические центр Кембриджа Великобритании присвоил звание «человек-легенда» – всегда почетный гость. О его судьбе и его семье можно писать или снимать кино. Он родился в концлагере в Латвии, затем был разлучен с мамой. Теперь он руководитель краевой общественной организации ветеранов (пенсионеров). Его отобрали в спецлагерь по программе, так называемой, германизации. Его старший брат тогда пропал. В 1947 г. семья воссоединилась, Владимир вернулся на Родину, но он ни слова не понимал по-русски. 

«Главная задача – не вспомнить, а совершенно другая – передача информации молодежи, следующему поколению, потому что война уже воспринимается, как игрушка. На самом деле, это страшное зло, которое убивает вне зависимости от возраста или пола», – говорит Владимир Мажаров.

Взрослые всегда знают, зачем нужна война и зачем они идут убивать друг друга – во имя амбиций политических, личных или глобальных. Дети – всегда жертвы этих амбиций. Нет более несовместимых в жизни слов, чем «ребенок» и «война».


Теперь зрители ТВК, самого цитируемого СМИ в Красноярском крае, могут поддержать редакцию не только лайками и подпиской в соцсетях. На главной странице сайта появился раздел «Поддержать ТВК». Он для тех, кто хочет сделать свой личный вклад в развитие независимой красноярской журналистики.