«ТВК Красноярск»
Как не попасть в черный список
Красноярцы, блогеры и эксперты о цифровом этикете
Голосовые или часами непрочитанные сообщения, неожиданные звонки – все это доставляет дискомфорт пользователям. В последние годы цифровой этикет стал таким же необходимым, как и этикет в обычной жизни. Он напрямую влияет, что о вас подумают собеседники. Какие есть правила поведения в сети, могут ли вас не принять на работу из-за несоблюдения этих норм и стоит ли звонить без предупреждения – выясняли «ТВК Красноярск».
К началу 2021 г. в соцсетях зарегистрировалось почти полмиллиарда новых пользователей, сообщают исследователи. Голосовые сообщения, возможность в любое время позвонить в соцсетях, – все это может выглядеть привлекательным и удобным, но может и превратиться в минное поле из негодований собеседников. Чтобы этого избежать, нужно соблюдать цифровой этикет.
Что такое цифровой этикет?


Цифровой этикет – это правила поведения в интернете. Они распространяются как на личную переписку, так и на групповые чаты. Эти правила не жестко установлены, поэтому за внезапный звонок ночью человека никто не оштрафует и не посадит в тюрьму. Однако ваша презентабельность в глазах собеседника может значительно снизиться. Сотни бессмысленных сообщений, десятки смайликов, кипа минутных голосовых сообщений – все это бичи цифрового этикета.
Пример:

К вам на улице подходит человек и начинает обращаться на «ты», кричит, матерится и не дает пойти. Вряд ли это будет приятно.


Такой же принцип работает в сети. Чем меньше вы знаете человека, тем осторожнее нужно быть при общении с ним. Особенно актуальным цифровой этикет стал во время пандемии. Люди проводили все свободное время дома, поэтому общение стало сильнее связано с соцсетями.


Однако культура общения у всех разная, поэтому не всегда стоит вешать на собеседника ярлык «невежи», считает директор диджитал-агентства ШАГ Андрей Шалимов:
«Ситуация коммуникации определяет правила общения. Деловые коммуникации с клиентами, дружеские, семейные, рабочие чаты подразумевают разный инструментарий – наборы стикеров, уместность точки в конце предложения. Зумеры воспринимают ее как недоброжелательность, а бумеры ее отсутствие как пунктуационную ошибку».

Андрей Шалимов
Директор диджитал-агентства ШАГ
Цифровой этикет – это наше цифровое лицо.

Другой аспект в цифровой среде рассмотрела красноярский SMM-специалист Ксения Самоцветова. По ее словам, цифровой этикет сегодня – это правильная презентация себя.

«В моем понимании каждый человек сегодня должен иметь онлайн-профиль. Он может быть в совершенно разных социальных сетях. Нужно иметь качественный контент, который демонстрирует, кто ты есть, какие у тебя интересы, возможности, мысли. Не стоит выкладывать фотографии, которые характеризуют тебя неправильно».

Ксения Самоцветова
SMM-специалист
Что касается делового общения, то об этикете не нужно забывать не только во время общения, но и при ведении своей странице. Например, для руководителя серьезной компании публикация непристойностей или оскорблений в интернете может обернуться потерей уважения со стороны подчиненных.

На сегодняшний день даже существует профессия SMM-профайлеры. Ее цель – оценить кандидата на должность, исходя из цифрового портрета человека и его позиционирования в сети.
Можно не устроиться на работу, если профиль в соцсетях содержит полную дисгармонирую и не соответствует словам на собеседовании, отмечает Ксения:

«Если мы рассматриваем с точки зрения того, беру ли я в свое партнерство или в свой бизнес людей, которые не гигиеничны, не экологичны в соцсетях или в цифровом пространстве, то я их не беру. Для меня понимание этих тонкостей очень важно».

Что касается неожиданных звонков, то Ксения считает их приемлемыми. Однако специалист отмечает, что эффективность коммуникаций будет выше, если спросить о возможности пообщаться заранее.

«Недавно мы общались со знакомой. Она сказала, что я единственный человек, у которого она спрашивает разрешение на звонок. Я очень хорошо отношусь к предупреждениям и уважаю людей, которые не входят в мое личное пространство без предупреждения. Мне кажется, что так и должно быть».

Нужны ли людям новые правила поведения?
«ТВК Красноярск» спросили красноярцев, что им не нравится во время общения в сети и нужен ли вообще цифровой этикет. Как оказалось, несоблюдение или незнание правил общения в интернете действительно причиняет неудобства. Вот некоторые мнения жителей города:

Такие правила нужны, когда общаешься с малознакомыми людьми. Мне не нравится, когда в разгар общения прочитывают сообщение и не отвечают. Даже если ты не можешь сиюминутно что-то написать, то хотя бы скажи, что занят и напишу позже.

А вот в деловых переписках или при общении с малознакомыми людьми можно перечислить много пунктов: не забывать поприветствовать, не использовать неуместные смайлики, начинать диалог с голосовых сообщений, помнить о грамотности. Понятное дело, если это мои близкие, друзья, то мы можем пропустить запятую и не исправлять опечатки. Однако когда так пишет незнакомый человек, то у меня это вызывает недоумение.

Отдельная тема – обращения. Когда пишут имя с маленькой буквы или используют уменьшительно-ласкательные формы.


Алена
Студентка

Правила, конечно же, нужны. Для меня общение с незнакомцем в интернете – абсолютно то же самое, что и общение с незнакомцем на улице. Уважение, вежливый тон – показатели адекватности человека, лично для меня. Когда сталкиваюсь с обратным, напрягаюсь.
Неприятно, когда кто-то пишет сразу по теме, не представившись, такое часто бывает.


Анастасия
PR-менеджер

Больше всего мне не нравится, когда одну мысль пишут несколькими маленькими сообщениями.

Это просто отвратительно и ужасно отвлекает. Еще также крайне смешно, когда пишут с ошибками, потому что существует автокоррекция и тяжело допустить грамматическую ошибку, если она не отображает «мемный» подтекст.

Меня, думаю, как и многих, раздражает, что когда ты видишь человека онлайн, он попросту не отвечает – кроме тех ситуаций, когда он занят.


Дмитрий
Сотрудник кофейни
Если эти нормы все же нужны, то можно ли их привить человеку? Возможно, необходимо начать объяснять их в школе? Однако не стоит – это произойдет естественным образом, считает директор департамента специальных проектов агентства «Социальные Сети» Даниил Запятой:

«Когда я был маленьким, родители учили меня здороваться, мыть руки перед едой и не ковырять в носу. Сейчас мы живем онлайн 24/7 с короткими перерывам на сон. Поэтому родители обязательно будут, явно или неявно, рассказывать и показывать детям, что такое хорошо и что такое плохо в сетевом общении. В первую очередь, собственным примером».

Сетевой этикет не просто «нужен» или «не нужен». Даниил считает, что он складывается неизбежно и на наших глазах, как возникал раньше в любых других новых для человечества средах. Наличие этикета, принимаемых большинством норм поведения – важное условие совместного существования, выживания общества, «общежития».

«Лишь бы за дело не взялось государство.
Дело – труба, если и как только вопросом цифровой этики озаботятся депутаты Госдумы. Они обязательно напишут проект ФЗ, разработают этический кодекс, создадут Росцифроэтикоконтроль и сеть подведомственных учреждений. Только это не поможет ускорить общественный процесс, который совершенно не нуждается в законодательном регулировании», – заключает Даниил.

Уважение и забота – фундамент цифрового этикета
Что нужно делать, чтобы не прослыть цифровым невежей? Для ответа на этот вопрос «ТВК Красноярск» пообщались с Дарьей Васильевой. Девушка ведет блог в соцсетях и является экспертом по цифровому этикету.
— На сегодняшний день считается неприличным звонить незнакомым людям без предупреждения. С чем может быть связано такое отношение к входящим звонкам?

— Отношение к входящим звонкам изменилось после того, как появилось очень много разных платформ и мест, где люди могут связываться друг с другом. Instagram был создан, чтобы делиться фотографиями. Однако даже там теперь есть входящие сообщения. Они помогают связаться, не отвлекая человека от того, что он делает прямо сейчас. Сейчас звонки стали восприниматься как вторжение в личное пространство больше, чем раньше. Тем более номер телефона обычно знают только близкие люди или, может быть, курьер. Если звонит неожидаемый и абсолютно незнакомый номер телефона, то люди могут просто не брать трубку.

— Если звонит незнакомый человек, то будет ли корректно не ответить ему?

— Я думаю, что человек сам выставляет свои границы и цифровые в том числе. Он имеет право не брать трубку, если ему не хочется разговаривать и если он не знает, кто это звонит. Я обычно рекомендую предварительно написать сообщение и спросить, можно ли созвониться, если это требует вовлечения человека на время, больше чем 30 сек. Тогда такой проблемы быть не должно. Даже если вы звоните с незнакомого номера какому-то человеку.
— Как корректно обозначить собеседнику, с которым начинается общения в сети, о важности соблюдения правил в переписке, чтобы не показаться грубым и не задеть чувства другого человека?

— Я думаю, что так же, как и во всех других отношениях, важно говорить «Я-языком» – говорить о себе. Не говорить «ты такой ужасный человек», а сказать «мне не совсем комфортно созваниваться в рабочее время, давай договоримся, что будем созваниваться после шести вечера». Нужно расставить свои личные границы. Не говорить абстрактные правила, а рассказать о своих личных границах, которые у вас есть. Это будет лучше всего, и никого не обидит.
Если вы уважаете своего собеседника, то вы не будете внедряться в его личное пространство.
— Что нужно всегда помнить человеку во время общения в сети?

— Есть два очень важных момента – уважение и забота. Если вы уважаете своего собеседника, то вы не будете внедряться в его личное пространство. Если вы заботитесь о собеседнике, то вы подумаете, как ему будет удобно прочитать сообщение и будет ли ему комфортно в целом.

— Какое правило не соблюдается чаще всего и при этом доставляет большой дискомфорт?

— Судя по тому, насколько часто обсуждаются голосовые сообщения, то мне кажется, что самое несоблюдаемое правило – это голосовые сообщения без запроса. Люди могут просто не понимать, насколько это нарушает личные границы, когда они отправляют голосовые сообщения человеку, вообще его об этом не предупредив и не спросив, удобно ли ему слушать и слушает ли он их вообще. Некоторые делают это даже от лица бренда, чем очень сильного подрывают репутацию.

— «Цифровой неэтичности» в сети стало ли меньше ?

— В последние год-два ее стало меньше. Просто потому что об этом наконец-то начали говорить – как я в своем блоге, так и другие люди, которые сталкиваются с какими-то нарушениями. Они понимают, что важно, чтобы были какие-то нормы, поэтому да, стало лучше, но еще есть, куда расти и работать, поэтому продолжаем просвещать людей.

Правила цифрового этикета
И напоследок – правила, которые нужно помнить при общении в сети. О них говорят все – авторы книг, блогеры, SMM-специалисты. На их же нарушение жалуются и обычные пользователи. В частности, это касается деловых переписок:


Меньше эмодзи
Излишнее количество эмодзи в деловом общении или в переписке с незнакомцем покажет вашу несерьезность. Даже если вам кажется это забавным или вежливым, то все равно лучше их не добавлять или делать это уместно.

Эмодзи можно использовать в общении с близкими людьми, но даже в этом случае не стоит их добавлять в таком количестве, что чтение текста станет затруднительным.

Не дробите сообщения
Не
Стоит
Писать
Сообщения
Вот
Так

Если вы хотите что-то рассказать человеку, то сделайте это в одном сообщении, ведь в противном случае вы можете отвлечь человека от дел и доставить ему дискомфорт.

Не записывайте голосовые сообщения без предупреждения
Это головная боль многих людей. Записать и отправить голосовое сообщение легко, а для получателя оно может обернуться рядом неудобств.

Ваш собеседник может быть в условиях, в которых ему неудобно ответить или вовсе нет возможности прослушать. Если речь идет о деловой переписке, то ключевые мысли будет гораздо проще найти среди текстовых сообщений – особенно учитывая наличие поиска по ключевым словам внутри чатов.

Соблюдайте грамматические нормы
Пажалуста старайтесь песать без ашибок

Одна лишь пропущенная запятая может затруднить понимание предложения. Представьте, если весь текст будет без знаков препинания, а слова будут написаны по выдуманным правилам. Как минимум, собеседнику будет сложно, а в худшем – с вами просто перестанут общаться.

Перед звонком лучше предупредить собеседника
Ситуация со внезапным звонком похожа на ситуацию с голосовыми – собеседнику может быть неудобно говорить.

Не игнорируйте сообщения, если вы онлайн
Ваш ответ для собеседника может быть очень важен. Если он видит, что вы прямо сейчас находитесь в сети, то может ожидать вашего ответа и не заниматься другими делами. Лучше ответить или предупредить, что сможете написать позже.

Made on
Tilda