Алексей ТАРАСОВ: «День отца – праздник, который для каждой третьей семьи имеет трагическое содержание»

1675

18 октября


Обозреватель «Новой газеты» Алексей Тарасов выпустил материал под названием «С дном, отцы!». Он рассуждает о том, что значит день отца для российского общества, повысит ли он роль отцовства и приводит статистику неполных семей в стране. «ТВК Красноярск» публикует полный текст мнения.

Алексей ТАРАСОВ: «День отца – праздник, который для каждой третьей семьи имеет трагическое содержание»

«5 декабря 2014 г. в пос. Тагара Кежемского района Красноярского края второклассник-сирота сбежал из школы, чтобы не читать стихи ко Дню матери. Его мать убили, когда ему не было трех лет. Отец, лишенный родительских прав, завел новую семью. Мальчика воспитывали дед с бабкой. И в сельской школе об этом все знали.

Тем не менее дали школьнику учить соответствующие стихи. Праздник с воскресенья в школе перенесли на пятницу, 5 декабря. В тот день с генеральной репетиции в классе мальчик заревел и убежал, оставив портфель, сменную обувь, шарф. Около двух часов дня. Позже след, взятый собакой, оборвался сразу за углом школы. Не сказать, что его не искали – дело взяла на контроль Москва, ориентировки – по всей стране, за сведения даже пообещали вознаграждение в 300 тыс. руб. Разворотили все поленницы в поселке – местному экстрасенсу привиделось, что мальчик в дровах. Ничего.

А тело ученика обнаружили через два года и три месяца, 15 марта 2017 г., на школьном дворе в пожарном резервуаре. Это вкопанная в землю емкость глубиной 2 метра и длиной 14, таких тут три, на каждом по одному смотровому колодцу. Они закрыты деревянными крышками.

Нашли совершенно случайно, вызвав пожарных на проверку (для лицензирования образовательного учреждения). Дед опознал по ремню.

У властей по этому поводу появилось много вопросов. Естественно, не к себе. Хотя казалось бы – это они спускают вниз планы по празднованию.

Теперь, обороняя наши скрепы и традиционные ценности, официально – в целях укрепления института семьи, к введенному в 1998 г. Дню матери (последнее воскресенье ноября) добавили еще и День отца (третье воскресенье октября), новый праздник учредил президент указом от 4 октября с.г.

В указе слово "отец" со строчной, то есть, это не день во имя Отца небесного, не его праздник. И, по всей видимости, также и не отец нации. А те отцы, что вокруг нас и которые мы сами и есть.

Отцов у российских детей намного меньше, чем матерей. Каждая третья российская семья – неполная. А еще полно детей – круглых сирот. Полных семей с детьми – 11,6 млн, более 5 млн – матери-одиночки с детьми, отцы с детьми – 648 тыс., под опекой – 237 тыс., усыновленные – 115 тыс., в сиротских учреждениях – 60 тыс. Всего сирот и детей, оставшихся без родительского попечения и в приемных семьях – более полумиллиона. (данные 2017 г. аппарата уполномоченного при президенте по правам ребенка).

Это совсем негодная скрепа – праздник, который для каждой третьей семьи по объективным причинам имеет трагическое или драматическое, да пусть хоть комическое содержание.

И те семьи в России, особенно в России депрессивной, малых городов, XVI века, где отцы есть – хорошие, рукастые, с мозгами – их не видят. Они на вахтах. Прочие в запоях и тюрьмах. Россия – это множество разбегающихся вселенных, для какой из них придуман этот праздник? Впрочем, мы все плохие отцы. Что мы даем детям кроме своей любви к ним?

Так что истории, подобные ангарской, будут множиться. С учителей, воспитателей в детсадах и детдомах какой спрос? Подневольные, делают, что велят завучи и директора. Те – что велит власть. У педагогов – баллы, зарплаты и премиальные. У власти – "тематические мероприятия". Опытный 60-летний педагог, давший второкласснику учить стихи, позже уволилась по собственному желанию. В школе о ней и слова плохого никто не скажет. На День матери в прошлом году в детдоме № 3 Нижнего Новгорода сирот заставили петь соответствующие лирические песни и участвовать в сценках. В итоге у одной из воспитанниц случилась истерика и нервный срыв. "Ребенка из этого детского дома увезли в психушку", — написала тогда президент фонда "Жизнь без границ" Марина Ефимова.

Фальшивыми праздниками, признаниями в любви и уважении по календарному плану-графику мероприятий институт семьи не укрепить. Это лишь еще один повод выпить тем, кто нуждается в поводе. Зареветь под лестницей, в темном углу сироте. Сорваться и наделать глупостей подростку.

И борьбой с ЛБГТ, со всеми этими мифическими "родителями № 1 и № 2", что, очевидно, подразумевается учреждением этого праздника, не укрепить институт семьи. Скажем, для сибиряков-северян, коренных народов традиционные семейные ценности – это совместная со своими детьми ловля рыбы и выпас оленей, это основа семейного благополучия. Какая рыба и олени, если тундра и реки отравлены? Для россиян, живущих в промышленных городах традиционные семейные ценности – это тоже не борьба с геями, а возможность растить детей здоровыми. Как это сделать в городах под смогом?

Для очень многих россиян традиционная ценность – это противостояние истине «человек человеку волк», но как им стоять, если все здесь устроено на поощрение этого принципа?

Нужно укреплять традиции в институте семьи? Начинайте выдавать девок замуж в 12 лет. Разрешайте многоженство мусульманам. Нет? А зачем тогда вся эта ложь, все это лицемерие и пустозвонство? Или мы выборочно традиции сохраняем, в видоизмененном виде? С поправкой на гуманизм и просвещение? На кол не сажаем — на швабру?

В борьбе за традиционные ценности больше смысла будет в учреждении дня овцы. Ну или дня динозавра. Про них дети знают больше, чем про отцов, дети их бескорыстно любят, динозавры и больше их отцов, и вклад в воспитание точно не меньше внесли. Ну и динозавры были реально (в отличие от многих отцов). Но очень давно. Серьезные традиционные животные, испытанные временем.