«Маршрут построен»: «Большой репортаж» ТВК о том, как посмотреть мир без самолетов и турпутевок

2371

11 ноября 2021


Вы никогда не мечтали в один момент все бросить и отправиться в путешествие? Наверняка, такие мысли хоть раз посещали каждого. Особенно сейчас, когда границы то открывают, то закрывают, а все мы уже 2 года живем в состоянии полнейшей неопределенности.

Но есть те, для кого та самая неопределенность, постоянно меняющиеся планы, и не всегда приятные неожиданности в поездке – стиль жизни. Для них путешествие – не про то, чтобы сесть в самолет и добраться из пункта «А» в пункт «Б». Авто- и мотопутешественники – в «Большом репортаже» Светланы Чернушевич посмотрели на мир их глазами и узнали, как превратить любой маршрут в настоящее приключение.

Сергей Токарев, фотограф, оператор ТВК. Осенью 2021 г. вместе с отцом проехал почти 15 тыс. км на машине по маршруту Красноярск-Дагестан-Красноярск. Результат за 30 дней пути – 31 регион в копилке впечатлений.


«У нас не было маршрута туда-обратно. У нас был, скажем так, треугольник. Мы из Красноярска поехали в республику Коми, потом спустились в Керчь, по Кавказу проехали и вернулись по югу вдоль Казахстана в Красноярск. Ну, такая ключевая рубежная точка у нас, наверное, была в Керчи – это Крымский мост – где-то половина пути там была. Как раз мы с севера заехали на юг. Искупались в море. В этой поездке мы искупались в Азовском, потом в Черном и в Каспийском морях», – рассказывает путешественник.

 

Почти всю поездку блогер провел не на водительском месте, а на пассажирском. Под рукой всегда были фотоаппарат и дрон, чтобы взлететь в интересном месте и сделать зрелищные снимки.

Путевыми заметками Сергей делился в Instagram под хэштегом #13тысячкилометровпороссии. На деле путь занял чуть больше – 14,5 тыс. км.

Российские дороги автопутешественников, на удивление, порадовали. Впечатление подпортила только Самарская область. Что касается самих населенных пунктов, Сергей отмечает: по городу с первого взгляда понятно, как к нему относятся жители.

«Когда ты заезжаешь в населенный пункт, видно, любят это место жители или не любят. То есть когда мы условно приезжаем в Омск, мы понимаем, что жителям этот город не интересен. Мне в комментариях так и пишут: "Тоже мы были в Омске, мы общались, омичи не любят свой город"».
Удивлением стали и старые провинциальные городки – точь-в-точь как из литературных произведений.

«В Сибири мы не видим и не понимаем, что такое провинция, из которой хотят уехать в ту самую Москву. А ты заезжаешь и понимаешь – вот оно. Действительно, отсюда хочется уехать».
Но, как отмечает Сергей, чтобы из города не хотелось уезжать, ему не обязательно быть республиканским или столичным.

«Кавказ удивил, но в принципе, когда ты едешь с желанием удивляться, тебя удивляет все. На Кавказе, когда заехали, увидели огромное строительство в маленьких деревушках. Дерева нет, поэтому строят все из камня. И строят на века. Большие дома с хорошими фундаментами, чтобы там правнуки жили. И это впечатляет, потому что люди хотят жить там, и хотят жить долго. Не собираются уезжать».

 

Путешествие – это в целом про удивление, впечатления, эмоции, говорит автопутешественница со стажем Мария Сысоева.

На своей «девятке» она исколесила уже всю Европу. Все началось в 2015 г. с месячного путешествия в Анапу. Годом позже девушка с двумя попутчицами за месяц проехали 19 стран Европы и покорили на «Ладе» Париж, Милан, Берлин, Лиссабон, Амстердам и другие мировые столицы.

«Из того, что на этом автомобиле осталось памятного – наш легендарный капот. На нем сейчас уже плохо видно, но с каждой нашей поездки в разных городах и странах оставляли автографы наши новые знакомые, подписчики – все, кого мы встречали. Ранее у нас в автографах была вся машина вкруг, но со временем все смылось. Это, наверное, самое памятное, что у нас осталось. Ну, и сама машина».

 

Мария – бессменный водитель и механик «девятки». Водительский стаж на момент первого путешествия в 2015 г. у девушки был совсем небольшой – всего несколько лет.

«Мы встречали много дорог, очень много. Они бывают и гораздо лучше наших, и гораздо хуже. В каких-то странах ты ждешь совершенно ровное покрытие, хотя бы в столицах, а они разбиты как в поселках, а в каких-то совершенно неожиданных ты находишь очень гладкое ровное покрытие».
То, что дорога может неприятно удивить, не понаслышке знает и мотопутешественник Денис Юшин.

Он проехал половину России и 10 стран Азии. Но особенно непросто пришлось на подъезде к Сахалину.

«Смотрю по картам – с одной стороны дорога, с другой стороны дорога. Надо ехать, а там дороги вообще разбитые, паромов нет, мы перебирались туда на лодках – ну просто на рыбацкой лодке. Один рыбак мне помог – мы затащили этот мотоцикл втроем кое-как в лодку, плыли очень медленно, выгрузили на берег. И там были вообще дороги жесть – лужи метров по 500 длиной, по колено. Мотоцикл скрывало. Я практически весь был мокрый. Если бы я упал в этой луже, я мотоцикл нащупал бы, но выехать оттуда уже бы не смог».
Но одними дорогами испытания на Сахалине не ограничились. На переправе в Японию Денис услышал: «Либо мы плывем без тебя, либо ты плывешь с нами, но без мотоцикла». Мотоцикл просто не пропустили на таможне. На решение было всего две минуты.

«Обычно здесь есть еще сумка – ну такая на магнитах, которую легко взять с собой. Там обычно документы и самые нужные вещи. Я просто взял эту сумку, отдал ключ агенту и ушел, оставил документы в мотоцикле, закрыл их в кофрах. Говорю: "Передайте кому-нибудь". Он спрашивает: "Кому?". Я: "Не знаю. Я пока придумаю, пока есть связь на корабле, я найду кого-нибудь". Позвонил знакомым ребятам мотоциклистам. Они заехали, забрали».
Так мотоцикл остался на Сахалине на полтора года, а Денис продолжил свое путешествие по Азии на мотороллере, автостопом и на своих двоих.

Путешествие для Дениса – выход из зоны комфорта, а еще – спонтанность. Ведь никогда не предугадаешь, что произойдет с тобой в следующую минуту. Это чувство знакомо, пожалуй, каждому автопутешественнику.

«Это такой риск, который всегда присутствует в нашей жизни, даже если мы живем в городе и никуда не выходим. Ну случится что-то там, не знаю, колесо проткнется – это такие бытовые мелочи – если человек ездит на авто больше года, он, скорее всего, попадал в подобные ситуации и для него они привычны», – говорит Сергей Токарев.

Но бывают и форс-мажоры.

«Когда мы ехали по Калмыкской степи, и у нас вдруг ни с того ни с сего заглохла машина и заблокировалась коробка передач, зажигание пропало. До этого у нас 70 км не было связи. Только мы попали в зону связи – машина заглохла. Быстро в интернет. По симптомам поняли примерно ситуацию и машину реанимировали», – вспоминает Сергей.  
Путешественники называют это удачей, не иначе. Ведь в Центральной России и Западной Сибири они могли несколько часов ехать без связи.

«Если ехать на такие большие расстояния, то лучше брать несколько симок. Если вас несколько, чтобы у каждого был разный оператор. Например, у нас было два разных, мы постоянно переключались, потому что один из них, наверное, треть, если не половину дороги, не ловил».
И тогда надежда только на других водителей. Банальная человеческая отзывчивость, пожалуй, одна из важнейших вещей в путешествиях – с этим не поспоришь. И, как правило, люди сами протягивают руку помощи, говорят путешественники.

Правда, однажды Марии Сысоевой все же не повезло – с пробитым колесом помощи пришлось ждать, по меньшей мере, 2 часа. Но причина – не в нежелании водителей помочь, говорит девушка.

«Водителей пугали девушки на "девятке", еще и с другим номером региона, думали, что это какая-то автоподстава. И вот один мужчина, спустя 2 часа, все же остановился – он очень осторожно к нам подошел, все выяснил, мы прям убеждали его, что, действительно, мы сломались, что мы на этой машине, что никто сейчас не выскочит и на него не нападет».
Конечно, еще на этапе планирования первого путешествия в Анапу в самих девушках знакомые селили сомнения и говорили о том, что это рискованное мероприятие. Тогда путешественницы создали сообщество для нескольких десятков друзей, где рассказывали обо всем, что с ними происходит. Со временем следить за путевыми заметками стали порядка 5 тыс. человек. Многие предлагали ночлег и приглашали на ужин. И даже спасали в экстренных ситуациях. Например, когда в неблагополучном районе Амстердама в машине кто-то разбил стекло, искать замену тоже помогали подписчики.

«Мы нашли через наших подписчиков человека, который нашел в Германии нам стекло, организовал транспортировку и оплату. Нам просто его подарили, мы его установили и так и ехали. А до этого просто вставляли картонку и ехали с картонкой, потому что было очень холодно».
Искать выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций – удел и авто-, и мотопутешественников.

«Были места, в которые, конечно, не хотелось забираться. Мы случайно заехали на дорогу, которую развезли трактора. Выбирались, наверное, 2 часа.

В один из таких моментов, когда мы попали на такую дорогу, мы упали, жена сломала ногу.

Отвезли в больницу, загипсовали, поехали ночевать. Я говорю: "Давай я посажу тебя к друзьям, они отвезут тебя в Красноярск, ты дома отлежишься". Она: "Я хочу с тобой, давай 3 дня отлежимся". В общем, мы трое суток побыли на одном местечке, все успокоилось. Придумал конструкцию, как костыли к мотоциклу крепить. Закрепили костыли и поехали дальше», – вспоминает Денис Юшин. 

Кто-то скажет: «Вот сумасшедшие». «Но зато какие счастливые», – ответит Денис.

«Есть моменты, когда ты видишь какие-нибудь безумно крутые кадры – коняшки скачут, просто табун бежит. А ты вместе с ним едешь на мотоцикле. Какое-то первобытное ощущение. Будто ты находишься с ними в одной стае. Это безумно круто».
Автопробег по-настоящему способен перевернуть представление о том, что нас окружает, дополняет Сергей.

– Россия – она какая?

– Она разная. И для каждого жителя она будет какая-то своя. Например, для красноярца Сибирь - это сопки, хвойные леса, могучие реки. Но, например, мы приезжаем в омскую область, и для омича Сибирь – это равнина, болото и березы. Поэтому ощущения у всех разные. И надо иногда, хотя бы раз в жизни, проехать таким большим маршрутом. Чтобы понять, какая.

Путешественники признаются: развитой культуры автопутешествий в нашей стране, к сожалению, нет. Практически нет кемпингов, в то же время, в туристических зонах много мусора, а о заботе о свое земле речи не идет.

«Хотелось бы очень, чтобы эта культура росла, потому что страна большая. Если самим россиянам путешествовать или даже иностранцы будут приезжать. Потому что сейчас они заезжают и вообще не понимают, где останавливаться. В их представлении должны быть специально отведенные места, где ты стоишь в безопасном месте, у тебя есть, где взять воды, возможность в дом на колесах подключить водоснабжение, откачать септик. И они не понимают, что с этим делать в России», – считает Денис Юшин.
Путешественники сходятся во мнении: ответ на вопрос, считать ли авто- мотопутешествие бюджетным, зависит от цели. Конечно, доехать из точки «А» в точку «Б» на самолете или поезде выгоднее. Но если рассматривать поездку как приключение, автомобиль или мотоцикл – идеальный вариант.

За месяц в пути Сергей на двоих с отцом потратили порядка 150 тыс. руб. Больше всего – 97 тыс. – ушло на бензин.

Участники экипажа «Девять&Ко» на свое самое масштабное путешествие из Красноярска в Амстердам и обратно в 2016 г. потратили на троих 350 тыс. руб. В топе трат тоже был бензин.

Денису, передвигаясь на мотоцикле, заплатить пришлось не меньше 3 руб. за километр пути. В остальном все зависит от ваших аппетитов и желаемого уровня комфорта, говорит мотоциклист.

 

О грядущих планах путешественники говорят с осторожностью. Кто-то из-за сложностей со временем, кто-то собирает новую усиленную команду, а кто-то в сегодняшнем изменчивом мире вовсе разучился что-то планировать.

Сергей: «Хотелось бы, если по России, конечно, съездить на восток – проехать ту часть, побывать во Владивостоке, на Камчатку попасть, посмотреть эти вулканы, походить по ним».

Мария: «У нас в планах, как и прежде, посетить все страны шенгенского соглашения. Хотелось бы сделать что-то на подобии кругосвета, но уже какой-то расширенной командой – экипажем в несколько машин, уже со взрослыми, осознанными людьми, в коих мы превратились за 5 лет от наших последних путешествий».

Денис: «Месяца на 2-3 бы поехать в Европу, это какой-нибудь либо минивен, либо дом на колесах. Просто вот ломануться и покататься по всей Европе. Очень бы хотелось. Но пока не знаю, как получится, потому что сейчас горизонт планирования до завтра. Непонятно, какие страны закроют, откроют, как туда попадать, как делать визы, какие-нибудь QR-коды и прочие штуки. Настанет лето, будем думать». 


«Мясничий» – органические продукты. Паштеты и готовые супы, топовая мясная консервация из мяса дичи по ресторанным рецептам. Качай приложение и получи подарок при первом заказе по промокоду «ТВК»: https://clck.ru/YjSpP