«Боты, в атаку!»: зачем фейковые аккаунты оставляют комментарии в соцсетях ТВК

3091

22 ноября


В Telegram-канале ТВК вновь активизировались боты. Если в сентябре они комментировали посты про выборы, то теперь основная тема – вакцинация и введение QR-кодов. Как боты влияют на формирование общественного мнения, зачем они нужны и что про них думают пользователи соцсетей – разбирались «ТВК Красноярск».

«Боты, в атаку!»: зачем фейковые аккаунты оставляют комментарии в соцсетях ТВК

Как только в Telegram-канале ТВК появляются новости о ковидных ограничениях, вакцинации или росте заболеваемости – сразу же активизируются боты. Они оставляют комментарии с похожим содержанием: коронавирусные меры – это хорошо, прививка – единственный способ победить болезнь, а власти – молодцы, что ввели ограничения и организовали вакцинацию.

Определить, кто оставил комментарий: бот или обычный пользователь – легко. Об этом говорят и сами читатели канала:

«По однотипности сообщений, от разных "имен". В разных постах, якобы разные люди пишут один и тот же текст. Еще одно отличие – наличие имени и фамилии, у всех [хотя в Telegram можно их не указывать, оставив только ник. – прим. ред.]. Также наплыв ботов происходит в один промежуток времени, и только под постами с ключевыми словами», – написал ТВК один из подписчиков канала.

Перед Единым днем голосования 19 сентября боты появлялись под постами со словами: «выборы», «реформа», «голосование». Теперь триггерами стали «вакцинация», «коронавирус», «ограничения», «QR-коды». Чаще комментарии пишут, если новость напрямую связана с одним из этих слов – например, о введении новых ограничений или реакции бизнеса на QR-коды. 

Бывает, что боты включаются там, где речь вовсе не о коронавирусе, но в тексте есть один из триггеров – такие высказывания появились под постом про акцию в красноярской кофейне (в тексте упоминался QR-код):

Еще одна особенность ботов – отвечать на сообщения «не в тему». Пример: была новость, что в КрасГМУ ввели систему QR-кодов. 

Один из ботов задал вопрос: что делать, если преподаватель не вакцинировался. На это второй ответил: прививка безвредна и последствий от нее нет.

Люди ботам отвечают редко, но возмущаются, когда фейковые страницы активизируются. У некоторых пользователей боты вызывают не только раздражения, но и опасения. Кроме того, они вызывают недоверие к информации, считают подписчики:

«Честно, боты эти только хуже делают. Их деятельность наоборот отталкивает от вакцинации и получения QR-кодов. И это уже похоже на какой-то фильм жанра антиутопия, когда из каждого чайника орут то, что нужно управляющим», – поделился читатель Telegram-канала ТВК.

Выяснить, кто является создателем ботов – крайне сложно. Однако подписчики предполагают, что фейковых пользователей под посты отправляют сторонники власти:

«Это похоже на истерику правительства, они не могут преодолеть информационный барьер, и не знают, как его преодолеть. Запустили в бой то, что они умеют хорошо, бот, сеть и пропаганду по методичкам – а данная попытка ольгинцев [пользователи, позитивно отзывающиеся о власти за деньги. – прим. ред.], делает только хуже».

Эксперты же считают, что боты в целом не влияют на общественное мнение:

«Есть подозрения, что влияние это частичное. Основная информация содержится в теле поста, новости. Это то, что воспринимает основная часть аудитории. Большинство пользователей читают не все тело поста, а 1-2 абзаца: заголовок и лидирующий текст. Дальше они не проникают. Но для тех людей, которые дочитывают до конца и интересуются комментариями – их меньшинство – у них может создаться впечатление, что какие-то темы более или менее активные в соцсетях», – пояснил ТВК социолог Андрей Шалимов.

То, что боты могут повлиять на общественное мнение или люди начнут проявлять какой-то конформизм – это заблуждение, считает Шалимов.

«Боты появляются в соцсетях, чтобы создать видимость дискуссии. Их битву в комментариях можно оправдать глупостью и способом утилизации денег. Но никак нельзя сказать, что это может формировать стойкость общественного мнения».

Люди не верят ботам, а наоборот им не доверяют и даже смеются над их комментариями. Как уже отмечал эксперт, до обсуждения доходят только некоторые пользователи они более вовлеченные и хорошо осознают, что под пост могут прийти боты.     

«Комментарии, форумы – это все для своих. Когда люди постоянно общаются со своими и возникает какая-то языковая конструкция стандартизированная – люди сразу понимают, что это бот».

И все-таки: как работают боты?

О том, кто управляет ботами, как они работают и какие функции выполняют, рассказал Андрей Шалимов.

«Это одновременно и созданные человеком аккаунты, которые без него работать не могут, и программные коды, выполняющие функцию общения за человека. Тогда человек не участвует – в диалог вступает чат-бот, который задает какие-то вопросы. Чат-боты созданы на основе искусственного интеллекта, нейросети, поэтому сами могут подбирать, как ответить на вопрос живого пользователя. В этой путанице рождаются различные вариации – люди говорят: бот, а возможно это специальный аккаунт, рабочая страница компании».

Боты могут выполнять различные функции: отвечать на сообщения пользователя, подписаться на аккаунт, поставить лайк, написать комментарий. Функции зависят от заказа: за небольшую сумму боты выполняют определенные действия: 

«Ранее ботов использовали для написания комментариев или других действий, чтобы формировать умную ленту. Сейчас она активность от ботов отсекает, она принимает для себя только активности, которые идут от живых аккаунтов. В Telegram нет умной ленты, она хронологическая, поэтому количество комментариев от ботов никак не влияет на выдачу контента в ленте», – дополнил социолог.

Действия ботов могут быть как вредными, так и полезными для аккаунтов:

«Бот-атака в Instagram может привести к блокировке аккаунта. Как произошло с ТВК. Вредно это чаще всего и для тех, кто по незнанию покупает ботов, чтобы увеличить подписчиков себе. Это самообман – подписчиков много, но вовлечения нет. Так работает “ВКонтакте” или Facebook. Из-за ботов снижаются показатели вовлечения, а значит и выдача в ленте. Увеличение доли неживых людей, приводит к тому, что меньше живых людей смотрят контент».

С другой стороны, боты могут стать помощником для человека – они быстрее реагируют на сообщения пользователей и оперативнее на них отвечают. По словам Андрея Шалимова, вскоре боты могут заменить операторов: 

«Бот полезен, когда это программное средство, тот же чат-бот. Он отвечает на вопросы, дает обратную связь, общается с клиентами, помогает выполнять тесты. Таких будет все больше, потому что обработка связи обычным человеком иногда может быть неэффективной – человек может заболеть, у него может быть плохое настроение. 

Когда боты перейдут на искусственный интеллект, когда обрабатывать будет нейронная сеть, тогда чат-боты заменят операторов обратной связи. Это ближайшая перспектива для всех компаний. Сейчас это пока стандартные ответы – если вопрос нестандартный, он отправляется человеку. Вы заметите разницу – общается с вами живой человек или чат-бот – последний будет всегда вежлив, у него будет всегда хорошее настроение»


Боты атаковали соцсети «ТВК Красноярск» после нападения пары на красном Mercedes на корреспондентов редакции. После атаки Instagram-аккаунт редакции заблокировали. Тогда журналисты создали резервный аккаунт