«Стоимость возросла на 35% за год»: почему дорожают авто и стоит ли ждать падения цен

1710

24 января


Российский авторынок показывает небывалый рост цен – за прошедший год средняя цена нового авто выросла с полутора до 2 млн руб. Официальные причины – пандемия и дефицит комплектующих. Только покупатели в это слабо верят и считают, что ситуацией пользуются продавцы. Сейчас покупателям предлагают вставать в настоящую очередь за новым авто, при этом не гарантируя, что стоимость за время ожидания останется прежней. Стоит ли ждать снижения цен – разбирались «ТВК Красноярск».

Причин для удорожания автомобилей несколько. Везде говорят о мировом дефиците машин. Некоторые красноярцы столкнулись со следующей схемой: выбираешь авто у дилера, а продавец говорит – нужно ждать, вставать в очередь. Причем за время ожидания цена вырастет.

«Если машина более-менее подходит по бюджету, то ее нет. Нужно заказывать, ждать, и цену никто не фиксирует, то есть когда машина придет, она обязательно будет дороже.  Мы не можем сказать, на какую сумму. Но речь идет не о 20 тысячах», – поделилась Татьяна Долгих, автовладелец. 

И такое не у одного дилера. Почти все, кто продает новые автомобили, ссылаются на дефицит на рынке. Так, в апреле прошлого года красноярец, пожелавший остаться анонимным, обратился в автосалон, чтобы купить авто корейского производителя. Мужчина заранее выбрал модель и пришел с наличными к дилеру, но авто в минимальной комплектации не оказалось. Мужчине предложили варианты дороже на 200 тыс. с дополнительной комплектацией, но зато здесь и сейчас. А если хочешь дешевле – жди полгода, возможно, машину привезут.

«Спустя полгода – договор как раз заключается на это время – я приехал к ним. Я ехал с надеждой уже забрать авто. А они говорят: “К сожалению, ваш автомобиль еще завод не сделал. Сейчас вам необходимо еще подождать пару месяцев”. При запросе каких-то подтверждающих документов, что автосалон оплатил или заказал мне авто, я не увидел никакого ответа. Лишь на словах, что я в очереди четвертый. И уже в декабре, когда цены поднялись на этот автомобиль достаточно сильно, я забрал задаток. Были по-прежнему какие-то отговорки, мол, автомобиль еще не привезли. А удорожание его было с апреля по декабрь на 250 тысяч», – рассказал красноярец.

Цены на машины стремительно растут последние 2 года – столько же длится мировая эпидемия коронавируса. За минувший 2021 г. розничная цена на новые авто у дилеров выросла примерно на 35% с учетом допоборудования. Мало того, что машины становятся дороже, их еще и не успевают выпускать. В марте 2021 в Японии сгорел крупнейший завод полупроводников, изделия которого использовали почти все производители. Из-за этого, по подсчетам экспертов, с конвейера сошли на 10 млн авто меньше, чем обычно.

Нынешняя ситуация на авторынке напоминает дефицитные советские времена. Доходит и до полного абсурда: в интернете уже можно найти объявление о продаже места в очереди за новым авто. Вместе с новыми растут в цене и подержанные автомобили. Средняя цена б\у машины уже превысила миллион, хотя всего год назад это были 700 тыс. руб. Рост составляет 52%, сообщает «Автостат».

А что будет, когда факторы удорожания отступят? Полупроводники вновь поступят в производство? По логике, авто должны подешеветь, но никакого понижения цен ждать не стоит, считает главред журнала «За Рулём» Максим Кандаков.

«Понижения цены не будет, я думаю. Если будет, то незначительным. Потому что рекомендованные розничные цены, которые вы все видите на сайтах автопроизводителей, постепенно переписываются. Прайс-листы постепенно идут вверх. Есть кроме того в наших правилах торговли максимальная цена перепродажи, выше которой дилер не имеет права продавать автомобиль в том виде, в котором он получает ее от автопроизводителя. На это мы тоже давно перешли “благодаря” тому, что дилеры навязывают дополнительное оборудование. Они просто не могут переписать ценник и сказать, что с сегодняшнего дня продают авто на полмиллиона дороже, а завтра на миллион, как это происходит практически в большинстве стран мира», – пояснил Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем».

Красноярские продавцы автомобилей из салона комментировать ситуацию не стали, сославшись на занятость. И, наконец, еще немного абсурда, в котором мы живем. Теперь даже популярные серийные модели авто для россиян официально – роскошь. Ведь налог на роскошь предусмотрен для авто стоимостью от 3 млн руб. А с нынешним ценником, это уже не Rolls-Royce или Bentley, а вполне себе рядовые Hyundai, Kia и Toyota.