Подземно-наземная сеть от Высотной до Шахтеров: что известно о новом проекте красноярского метро

3456

11 августа


ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Последние сутки красноярцы активно обсуждают очередную попытку строительства метро. Наконец, после всех скандалов с городской подземкой стало известно, что за возведение первой линии метрополитена возьмется московская компания. У нее есть опыт строительства одной из московских веток метро, а также двух линий в Нижнем Новгороде. Однако есть одно принципиальное отличие нового проекта от старых – власти намерены соединить подземный транспорт с наземными трамваями и электричками. Что известно о новом проекте – в материале «ТВК Красноярск».

Подземно-наземная сеть от Высотной до Шахтеров: что известно о новом проекте красноярского метро

Заказчиком проекта выступает Центр транспортной логистики, а непосредственно за строительство первой линии будет отвечать группа компаний «Моспроект-3». Подземку планируют построить от улицы Высотной до Шахтеров – на ветке протяженностью 11 км разместят 6 станций, из них 4 будет под землей, оставшиеся две – наземными.

Если сравнивать новый вариант со старым проектом, за который должна была отвечать многострадальная компания «КрасноярскТИСИЗ», то, судя по географии, измененный вариант первой линии будет охватывать большее расстояние, так как с Высотной будет уходить прямиком до Шахтеров, в то время как первый этап прошлого проекта предусматривал расстояние от Высотной до центра. Председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин рассказал, что выбор пал на «Моспроект-3», так как у них уже есть опыт работы и с Москвой, и с регионами.

«Это группа компаний не только со столичной, но и с региональной репутацией. Она специализируется на подготовке к проектированию и реализации комбинированных комплексных проектов, умело сочетая решения по подземной проходке и по наземной проходке рельсового транспорта с использованием современных цифровых технологий», – пояснил Юрий Лапшин.

Опыт в проектировании и строительстве линий метро у «Моспроекта-3» действительно есть. Компания разработала Сокольническую линию в Москве, концепцию легкорельсового транспорта для Челябинска, сейчас подрядчик возводит участки двух линий в Нижнем Новгороде. Принципиальным отличием нового проекта красноярского метрополитена от старого стало то, что подземные станции не будут уходить глубоко под землю – это слишком долго и дорого. Новый вариант ветки будет располагаться на таком расстоянии, говорит гендиректор группы компаний, чтобы в дальнейшем его можно было объединить с наземным транспортом, и тем самым продлить маршрут, а пересадки сделать короче.

«Будет предусмотрено 6 станций, из них 4 будут подземные, 2 наземные – это улица Высотная и станция Шахтеров. В данном проекте одна из важных задач – это интегрировать подземную систему рельсового транспорта в городскую наземную сеть рельсового транспорта, объединив эти две системы в единый транспортный узел», – сообщила Анна Меркулова, генеральный директор группы компаний «Моспроект-3».

Финансировать проект красноярского метро будут с помощью бюджетного кредита: в общей сложности краевые власти просят чуть больше 89 млрд рублей. Однако целесообразность вложения таких денег вызывала много вопросов у урбанистов – что летом прошлого года, когда была пятая попытка строительства метро, что сейчас.

Еще год назад красноярский урбанист Иван Новичихин вместе с командой предлагали отказаться от возведения подземки и сделать упор на электротранспорт, так как реализация этого проекта могла обойтись городу куда дешевле. Новый вариант развития событий относительно транспортной системы, говорит Новичихин, выглядит привлекательней, однако и здесь у урбанистов есть несостыковки.

«Новое решение от компании "Моспроект-3" на первый взгляд дает надежды на правильный исход событий относительно развития легкорельсового скоростного транспорта в Красноярске. Но переход от строительства станций глубокого заложения к строительству ближе к поверхности уже вызывает вопросы. Сорок лет назад строительство "глубокого метрополитена" было обусловлено геолого-геоморфологическими факторами, а сейчас хотят закопать существующие тоннели. Почему вся линия не проектируется наземной? Кроме того, выход на поверхность на Шахтеров и строительство конечной у остановки электрички "Водопьянова", на мой взгляд, не имеют практического смысла. Зачем дублировать нынешнюю линию городской электрички? Количество станций легкорельсового транспорта недостаточно, необходимо их сделать больше. На длинный перегон между Высотной и Копылова напрашивается станция на ГорДК. Не учтено массовое жилищное строительство в Октябрьском районе.

С учетом проектируемой компанией "Мовиста" линии через Октябрьский мост в Солнечный было бы практичнее сначала построить наземный участок из района Покровки по улице Молокова в Зеленую рощу. Жители Покровки и Зелёной рощи получат скоростной транспорт для "нового центра" Красноярска в первую очередь, поскольку у них ситуация с транспортом, как мне кажется, сложная. Только после этого можно думать о главном участке через центр города с продлением на запад и восток», – считает урбанист.

Что касается ожиданий красноярцев о строительстве долгожданной подземки, то с каждым новым годом и с каждым нереализованным проектом надежды горожан понемногу угасали. На общее настроение повлиял и недавний скандал, а если быть точнее череда арестов, связанная с хищением 900 млн рублей, которые были заложены на возведение первой линии метрополитена.

Под следствием сейчас уже находятся руководитель компании «КрасноярскТИСИЗ» Олег Митволь, экс-руководитель «Краевого транспортного управления» Константин Мандров и министр транспорта Красноярского края Константин Димитров. И, казалось бы, после такого громкого дела и после стольких попыток, идея со строительством должна была раствориться. Тем не менее, власти настроены решительно, а часть красноярцев их в этом поддерживает. Политолог Сергей Комарицын считает, что это связано с тем, что для людей метро – символ цивилизованного города.

 «Я не очень верю, что к 2026 году у нас появится метро по контракту с московской компанией. Но в то что построят, верю безусловно. Это же определенный символ большого города. Уже точно совершенно, что на восток от Красноярска вряд ли появится подземка, по крайней мере, в ближайшие годы и десятилетия. А у нас в Красноярске должна быть», – уверен Сергей Комарицын.

В любом случае, контракт уже подписан. Сроки установлены. Работы над подземкой могут начать уже в этом году, а закончить должны через 4 года. Такой срок, конечно, не внушает доверия. Но все-таки хочется быть уверенными в том, что в этот раз дело смогут довести до конца.