Спецрасследование: О пыли как о бедствии

4098

23 апреля 2014


Спецрасследование «Новостей ТВК». Сегодня о пыли  как о бедствии. Многие жалуются, что в Красноярске с приходом весны нечем дышать из-за пыльных туч на дорогах. Город у нас промышленный, однако многие специалисты утверждают, что дело не в заводах, а в экономии на обслуживании города.

Дорога на окраине Красноярска. В центре такого, конечно, не увидишь, но пыли хватает и без грузовиков. Очень хорошо это ощущается на автобусных остановках.

- Когда ветер, очень много пыли. Даже на зубах скрипит.

- У нас ещё такой ветреный район, что как-то сдувает. А посмотришь из окошка, центр города вообще не видно: всё серо.

- А что при этом бывает с автомобилистами, мы прекрасно помним.

Красноярцы грешат на промышленные предприятия. Однако их выбросы, как правило, сильно пахнут, но плохо видны. Поэтому организации, которые изучают особенности наших дорог, ищут виновных в другом направлении. По их мнению, дело в нарушении ГОСТов при изготовлении антигололёдной подсыпки. Согласно нормам она должна состоять по большей части из песка и может содержать не более 10% глины,  потому как она гораздо менее устойчива под колёсами автомобилей и легко превращается в ту самую пыль. Однако за твёрдым песком или щебнем ехать слишком далеко и дорого.

По подозрению некоторых специалистов недобросовестные подрядчики именно здесь берут одну из составляющих подсыпки, которую потом высыпают на улицы во время гололёда. ¤Это карьер за ТЭЦ-2. Почвы здесь в основном глинистые. Независимые специалисты утверждают: чтобы сэкономить, подрядчики разбавляют подсыпку материалом из этого карьера. Чтобы это доказать, на одной из самых пыльных улиц города, Семафорной, мы собрали образцы того, что осталось к весне от подсыпки.

Кстати, еще до анализа опытными специалистами можно и невооруженным взглядом заметить, как поднимается пыль при малейшем сотрясении вот этой смеси.

Смесь мы привезли в лабораторию СФУ. Увы, на прочность к истиранию там строительные смеси не проверяют. Описали нам лишь химический состав, но и так ясно: в нём как минимум половина таблицы Менделеева. Ведь промышленные выбросы как раз пылью и связываются. А потом наши изыскания прервало признание специалистов управления дорог. Да, для подсыпки вместо устойчивых материалов из других регионов используются более мягкие, красноярские, за которыми ехать далеко не надо. Но всё официально!

Василий ВАСИЛЬЕВ, и.о. зам. руководителя МКУ «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства»: «Та сумма, которая закладывается в муниципальном контракте со стоимостью материала, она будет разниться, чтобы привести материал, скажем, из Кемеровской области. То есть доставка возлагается на подрядчика. Такие затраты ни одна подрядная организация нести не будет.  Выделение бюджетных средств строго ограничено. И если мы ещё будем закладывать с вами дорогие материалы, то мы посыпем тогда два квадратных метра вместо десяти квадратных метров».

В свою очередь, специалисты "КРУДОРа" (правда, за кадром) указали ещё одну причину пыли. В городе очень много мест, где земля не засеяна газоном и не закатана в асфальт. Талая и дождевая вода смывает её на дорогу, под колёса. Ну а потом она высыхает и поднимается в воздух. Будет легче, если в городе полноценно заработает ливневая канализация. На что дефицит бюджета вряд ли позволяет надеяться. Почему регион-донор не может обеспечить свою столицу ни качественной подсыпкой, ни нормальной ливнёвкой? Найти ответ на этот вопрос пока не удалось.


  • Данный текст может частично не соответствовать содержанию данного видеоматериала.