«От домохозяек к смартфонам»: как онлайн сервисы изменили мир телесериалов и самого зрителя

4386

22 апреля 2019


Премьера новой серии, пожалуй, самого популярного сериала современности «Игра престолов» заставила понервничать не только фанатов, но и всех, кто хоть как-то выходит в интернет. Сериалы давно стали чем-то больше, чем просто «кино на вечер».

Речь, скорее всего, о том, как изменились площадки для смотрения. «Воскресные новости» ТВК решили разобраться, почему сериалы для многих сейчас − смысл жизни, и могут ли онлайн-кинотеатры изменить традиционные привычки телесмотрения.

Незнакомое слово «стриминг» в словарном запасе молодых студентов − привычное дело. И, возможно, даже часть образа жизни.


Собеседнику Новостей ТВК Артему 22 года. Он − студент-журналист. И как многие люди его возраста молодой человек без сериалов, что называется, никуда.


«Игра престолов», «Очень странные дела», «Настоящий детектив» − все это хиты современной сериаломании. И главное, говорит будущий журналист, все это настолько доступно, что грех не смотреть.

«Ты не должен привязываться к дому, к какому-то огромному гаджету. Вот − взял, ходишь с телефоном, вставил наушники в автобусе, пока в такси едешь. Намного удобнее, чем смотреть дома по телевизору. И подписка стоит недорого − примерно 300 руб. И по времени, и по финансам − очень удобно», − поделился с Новостями ТВК красноярский студент Артём Белоголов.

Имя этому удобству − стриминг. Разберемся, что это такое. Языком программистов объяснить можно так − это способ передачи данных от провайдера к конечному пользователю. Чтобы контент, в нашем случае сериалы, воспроизвести, не нужна ни загрузка, ни установка. Пользователь не зависит от времени трансляции, как было бы, если бы люди смотрели сериалы по ТВ. Каждый сам выбирает наиболее удобный момент. Все зависит от скорости Интернета.

Такие сервисы можно установить на телефон и смотреть сериалы, когда душе угодно. Приложений много. Самые известные: Netflix, Amediateka, Start, «ТНТ-Премьер». Все они  платные. Подписка стоит 180 до 700 руб. в месяц за доступ к библиотеке видео.

Многие сервисы появились не так давно и специализируются на сериалах, которые по традиционному ТВ никогда не покажут. Больше свободы, больше идей для привлечения подписчиков. Создатели уверены, интернет − главный вызов и возможность для развития ТВ. Тренда на телесмотрение меняется. Так считают и в «Амедиатеке». Это так называемый «дом» телеканала HBO в России. Здесь выходит «Игра престолов», «Настоящий детектив», «Рассказ служанки» и другие кино-хиты последних лет.

«Тенденция в телесмотрении, очевидно, меняется по простой причине. Потому что интернет проник так глубоко, что люди могут смотреть то, что им нравится в любое удобное время. Им не обязательно бежать к телевизору − огромная часть аудитории переходит на такую выборочную модель смотрения», − поделилась с Новостями ТВК креативный директор онлайн кинотеатра «Амедиатека» Александра Нелюбина.

Все сервисы − разные. Некоторые выпускают свой контент. Например, Netflix. Он нам подарил «Карточный домик», «Очень странные дела», «Черное зеркало». Также он перекупает права и на другие сериалы. На российские в том числе. Нетфликс купил сериал «Лучше чем люди» за миллион долларов.

Такие сервисы набирают популярность не только из-за удобства. Но и потому, что сами сериалы стали заметно качественнее. И отечественные, и зарубежные. Туда приходят известные режиссеры, актеры. Киноведы говорят, что такая тенденция появилась еще в 80-х.

«Резко изменилось представление о целевой аудитории сериалов. Раньше сериалы целенаправленно снимали для домохозяек и знали, что нужно домохозяйкам для того, чтобы им было интересно. Потом в производство сериалов с 80-х пришли профессиональные режиссеры, вроде Дэвида Линча, Ларса фон Триера и так далее. И они снимали уже для другого зрителя. Изначально снимали не для домохозяек, а для умного современного человека», − рассказала Новостям ТВК доцент кафедры культурологии Гуманитарного института СФУ Александра Ситникова.

Сериал − это возможность рассказать большую историю, не ограничивать ее привычным двухчасовым кино-хронометражем. Люди ждут продолжения, наблюдают за героями именно сериально.

И, выходит, что готовы платить за это деньги. За качество, удобство и тренд современного мира. И, возможно, за уход от реальности. Многие настолько «болеют» любимыми сериалами, что проецируют мир экранный на мир бытовой. А ведь это гораздо больше, чем просто увлечение. Для многих это − образ жизни.