«Кино как общественный рупор»: что объединяет фильмы «Холоп», «Паразиты» и «Джокер»

1416

16 февраля


В Лос-Анджелесе состоялась ежегодная кинопремия «Оскар», которая стала самой неожиданной за последнее время. Картина «Паразиты» стала лучшей,а приз за лучшую мужскую роль достался Хоакину Фениксу за героя в фильме «Джокер». Эксперты называют  эти фильмы настоящим прорывом, потому что в них задевается тема социального неравенства. Подробнее об этом – в сюжете «Воскресных новостей» ТВК.

Впервые фильм не на английском языке стал лучшим – это картина «Паразиты» южнокорейского режиссера Пон Джун Хо. Приз за лучшую мужскую роль ожидаемо достался Хоакину Фениксу за героя в фильме «Джокер». Две этих картины стали настоящим прорывом. Дело не в наградах. Эксперты говорят – они попали «в нерв» и задели тему, которая сейчас волнует многих – социальное неравенство. 

Картина «Джокер» буквально взорвала кинематограф и всколыхнула общественность. Главный герой – сумасшедший Артур Флек, мечтающий стать stand-up комиком, за 2 часа раскрывает чуть ли не всю гамму человеческих чувств. Внутреннее противостояние человека и его внешняя борьба с системой – это «Джокер». 

Борьба с системой продолжается и в другом фильме – «Паразиты». Только здесь речь идет о социальном расслоении между богатыми и бедными. Главные герои – нищая корейская семья, которая вынуждена выкручиваться, чтобы добыть себе деньги на жизнь. И вот они попадают на работу к зажиточной семье. 

Кинокритики говорят, что в этих фильмах сошлось все – сюжет , режиссура, актеры.  Оба буквально взорвали кинематограф и всколыхнули общественность, за что и получили свои заслуженные «Оскары». Но не только мировое кино может похвастаться успехом. Есть примеры и в отечественном прокате.

Самый неожиданный прорыв – русский «Холоп». Фильм стал самым кассовым за всю историю российского кинематографа. По данным прокатчиков, за месяц показа он собрал 3 млрд руб. Сюжет банальный – путь исправления богатого мажора, но именно это и цепляет зрителя. 

Трудно понять, что объединяет эти фильмы. Казалось бы, «Джокера», «Паразитов» и «Холопа» вряд ли можно сравнивать. Однако эксперты смотрят на это с другой стороны. Эти картины стоят в одной линейке, потому что показывают темы, которые сейчас цепляют зрителей. Социальное неравенство: между человеком и системой, между богатством и бедностью, между человеком и человеком.  

«Действительно, в последнее время в информационном поле поднимается очень часто эта тема, особенно с огромным количеством общественных движений. Социальное напряжение поднимается и не только в России, но и во всем мире. Это с одной стороны держится всегда на одном уровне, с другой стороны – это всегда по-разному обыгрывается в культуре и кинематографе», – считает Василий Мациевич, директор по кинопрокату кинотеатра «Эпицентр».

По-разному это воспринимается и в обществе. Если говорить о России, то, например, «Джокер» по сборам опережает даже нашумевшую комедию «Однажды в Голливуде» и ужасы «Оно-2». Людям все чаще хочется смотреть кино про жизнь, про то, что их волнует. 

Например, актуальна тема бедности. Экономисты говорят, что доходы населения не растут последние несколько лет, а Росстат отчитывается, что в стране 13% россиян живут за чертой бедности. И, конечно, когда люди эти же проблемы видят в кино – это откликается у зрителя, уверены эксперты. Вот что пишет об этом журналист и кинопродюсер Иван Филиппов. 

«Кино ведь не просто так выстреливает, а только когда попадает в нерв, когда история совпадает с эмоцией, которую сейчас испытывает или хочет испытать максимальное количество зрителей. В «Холопе» это, конечно, история об унижении и издевательствах над избалованным сыном богатенького буратинки. А если эту мысль думать дальше – мысль о том, что кино, как мега-соцопрос, отражает общественные настроения, то дальше нас ждет кинофильм «Джокер», собравший в российском прокате невероятные 1,88 млрд руб. Это для нашего рынка совершенно космическая сумма, а если учесть о чем фильм, то точно повод задуматься».

Кинематограф всегда был ближе к зрителю, чем любой другой вид искусства и всегда старался подстраиваться под общественные потребности. Это происходит и сейчас. Меняется общество, а значит,  меняется и кино, считают эксперты. Теперь успех фильмов во многом зависит не только от хорошей рекламы, качественной картинки или звездного актерского состава. Людям нужен сюжет про жизнь. 

«Если фильм массово смотрят, это никогда не связано только с удачной рекламой, например. Это связано с тем, что люди почувствовали, что это кино про них, что оно для них, что оно касается их. К этому, на самом деле, стремится каждый режиссер и каждый продюсер, но не у всех получается. И мы можем просто следить за тем, что происходит в обществе по тому, какие фильмы становятся успешными и в особенности неожиданно успешными. Да, успех очередных "Звездных войн" ни о чем особенно не говорит – это проект, который всегда будет привлекать миллионы, это предсказуемо. А успех "Холопа" или успех "Паразитов", конечно, в своем роде сенсационен», – считает Антон Долин, киноэксперт.

В кинематографе сейчас сложилась определенная тенденция – признание получают фильмы про социальное неравенство. Люди готовы платить деньги, идти в кинотеатры и смотреть такое кино, потому что им это интересно, их это задевает, это про их жизнь. Эксперты говорят, что такую тенденцию можно воспринимать как сигнал, который показывает настроения людей.